Найти тему

ПРО АКТЕРА ПАПАНОВА И ПОСТУПАЮЩИХ В ГИТИС ВЕТЕРАНОВ СВО

Известный писатель Захар Прилепин разместил в своем телеграмм-канале пост журналистки Валерии Троицкой:

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

«Сто лет назад на Смоленщине, в Вязьме, родился Анатолий Папанов. Настоящий актёр. Близкий и родной для всей нашей огромной страны. Его отец - русский военный, а мама - полька, католичка, которая приняла православие, чтобы выйти замуж за любимого человека.

Участник Великой Отечественной войны. Командовал взводом зенитной артиллерии. В марте 1942 года попал в окружение под Харьковом и получил тяжёлое ранение. В 21 год стал инвалидом третьей группы, несколько лет ходил с тростью.

В 1943 году поступил на актёрский факультет ГИТИСа.

Я не могу представить, как наши солдаты возвращаются с СВО и поступают в ГИТИС. Как и в любой другой столичный творческий ВУЗ. Им там не будут рады. Они там будут чужими.

Представить не могу. Но верить буду. Что появятся у нас настоящие режиссёры и актёры, которые снимут лучшее в мире военное кино. Не хуже, чем «Белорусский вокзал». И они будут иметь право его снимать и в нём играть. Потому что рассказывать будут о самих себе, о своей молодости, о своей самой дорогой стране».

Верить они будут, «наивные» … Валерии Троицкой, Захару Прилепину и многим другим официальным патриотам действительно остается только верить, так как никаких реальных шагов по изменению такой ситуации они предложить не могут. Потому что объективная реальность российского капитализма совсем не похожа на «ужасную» жизнь при социализме, в которой раненый фронтовик смог бесплатно поступить в престижнейший вуз страны.

Речь ведь тут идет не только об Анатолии Папанове, но и о целом поколении замечательных советских актеров и режиссеров. Например, после войны на режиссёрский факультет ВГИКа поступает офицер, тяжело контуженный во время войны, Владимир Басов. Там же учится бывший рядовой красноармеец Леонид Гайдай и летчик-штурмовик Владимир Гуляев. В театральном училище имени М. С. Щепкина учились бывший партизан Павел Луспекаев и артиллерист Евгений Весник. После войны начинали актерскую карьеру зенитчик Юрий Никулин и фронтовой разведчик, член ВКП(б) с января 1944 года Алексей Смирнов… Всех просто не перечислить.

Многие из этих актеров были на фронте ранены, и порой очень серьезно. Большинство из их родителей к театру и кино не имели отношения, поэтому пресловутого «блата» у них быть не могло. Но сталинский СССР старался быть обществом равных возможностей не на словах, а на деле. Получалось может и не всегда, однако эти замечательные советские актеры смогли развить свой талант. И требовался от них именно талант, а не кривляние, и требовались образы настоящих людей, а не разных «зулейх из штрафбатов».

Хотя, конечно, кто-то из них, дожив до 90-х годов, не избежал искушения включится в хор обличителей «тоталитаризма». Согласно фразе из известной советской кинокомедии, «презлым заплатить за предобрейшее». Что же, творческим людям порой бывает свойственно проявлять черную неблагодарность.

Однако что мы имеем сейчас? Какие шансы у ветеранов нынешней СВО, в большинстве своем парней из бедных, провинциальных семей, шанс пробиться через «частокол» разного рода «творческих династий», давно сидящих на должностях, бюджетном финансировании и легко уходящих от исполнения воинской обязанности? Самые минимальные. И ведь не только в сфере кино и театра! Этим ребятам еще придется задуматься об устройстве современного общества и объективных причинах его несправедливости…

Алексей Алекин