Да, именно так поставил вопрос один из гостей нашего отеля Art Nuvo Palace: «А правда, что был в Петербурге знаменитый архитектор, который реально застроил почти половину Невского проспекта? А фамилия его... неловко, но забыл...»
С удовольствием сообщаем имя архитектора: конечно, речь идет о Павле Юльевиче Сюзоре. Один из самых талантливых санкт-петербургских зодчих конца XIX и начала XX веков. Яркий, самобытный, и что тоже немаловажно – необычайно плодовитый. И что нам, василеостровцам, особенно приятно – Сюзор тоже «островитянин», его дом находится на Кадетской линии, 21. Про этот замечательный дом мы обязательно расскажем отдельно, а сейчас – про Павла Юльевича, конечно.
Немножко «исторической математики». Считается, что всего архитектурных проектов, в которых принимал участие Сюзор – более ста тридцати. А вы знаете, сколько всего зданий на Невском проспекте? Если брать «классический Невский», то есть, от Адмиралтейства до Московского вокзала, то зданий на нем ровно 100. То есть, при некотором желании, проектами Сюзора можно «укомплектовать» весь Невский, «вот вообще весь», еще и на Староневский останется! Вот такая арифметика.
Самое знаменитое творение Сюзора – конечно, «Дом Зингера» на Невском, 28, возведенный в 1902-1904 годах. Шедевр снаружи – и настоящий «строительный шедевр» внутри. Слова «инновации» тогда еще не было – но, по сути, это были именно они. Всё передовое, прогрессивное, что имелось на тот момент в «стройбизнесе» – всё это Сюзор активно применял в своей работе. Имелась даже оригинальная система очистки крыши от снега и наледи при помощи горячего пара! И замечательными результатами мы любуемся до сих пор. Дом Зингера и, конечно, его знаменитая башенка – одно из главных украшений Невского.
Кстати, откуда башенка? Специально для «начинающих гостей Питера» сообщаем, в чем там дело. Еще в начале 20 века в Санкт-Петербурге нельзя было строить дома «выше Зимнего дворца». При этом запрет касался только «общей высоты» постройки, а различные архитектурные детали и художественные элементы могли выделяться. Вот с помощью такой башенной детали Сюзор и обошел запрет. Получилось и дерзко, и изящно.
Еще один сюзоровский шедевр – совсем рядом с Домом Зингера, нужно только пройти вдоль канала Грибоедова до дома 13. Здание было построено для Санкт-Петербургского Общества взаимного кредита, и в некотором смысле продолжает нести почетную «банковскую ношу» и сегодня. «Выполненное в духе неоренессанса, в соединении различных стилей европейской архитектуры...» – так обычно повествуют бумажные путеводители и аудиогиды, и здесь мы согласны.
Соединение различных стилей появилось не случайно. Перед тем, как приступить к проектированию – г-н Председатель Правления лично сопровождает П.Ю.Сюзора в ознакомительной поездке по Европе, чтобы выяснить, что там нынче «в тренде и на архитектурном топе», а что уже вчерашний день. И сегодня, глядя на здание – понятно, что поездка прошла с большой пользой. Сюзору всегда везло с Заказчиками, и, само собой – заказчикам очень везло с Павлом Юльевичем: сотворить красоту «на все деньги» он умел как никто другой.
Опять же, не только красоту: внутри банковского сооружения были предусмотрены лифты, вентиляция, паровое отопление, телефонная связь, собственная электростанция, и много чего еще из техники, «по последнему писку моды» конца 19 века. Так что различные «инновации и нанотехнологии» – авторский почерк Сюзора. И знаете, как он появился?
Сейчас расскажем. Только еще про одно здание на Невском упомянем. Наверняка вы слышали о легендарном ленинградском кафе «Сайгон», где собирались писатели и поэты, художники и музыканты, а было кафе это на углу Невского и Владимирского проспектов. Так вот: в перестройке «Дома Ушакова», где через сотню лет и появился «Сайгон» – в перестройке дома тоже принимал участие П.Ю.Сюзор! Да, теперь точно, что «застроил половину Невского» – почти не преувеличение.
Да, так о «фирменном техническом почерке». Одно из направлений, в котором Павел Сюзор сделал себе имя – строительство бань. «Девушка, зачем ему баня, у него ванная в доме есть!» – так воскликнула в сердцах незадачливая Галя, невеста Жени Лукашина. Но не будем забывать, что в середине 19 века ванные в доме имелись, прямо скажем, далеко не у всех. Поэтому бани «в сюзоровском прочтении» – это «крупные культурно-оздоровительные комплексы, с бассейнами, прачечными, столовыми и читальнями (!)», восклицательный знак наш, а слова – прямая речь самого архитектора.
И таких «высококультурных банно-прачечных комплексов» Сюзор построил в Санкт-Петербурге без малого десяток! Одна из наград за Воронинские бани – Золотая медаль на Венской Политехнической выставке в 1872 году, то есть – самое настоящие европейское признание. И вот как раз при строительстве бань «Санитарный Архитектор» (почти официальное прозвище Сюзора) он и начинает активно внедрять различные технические новинки. Да, в такие бани петербуржцам явно хотелось ходить с друзьями не только 31 декабря!
А что построил Архитектор на Васильевском острове? Мы обязательно расскажем и покажем вам очень скоро. И он не только построил, но и многое сохранил для истории. «Архитектурная коллекция», которая хранилась в его доме на Кадетской линии, 21, впоследствии стала одной из основ будущего Музея истории Санкт-Петербурга.
Так что для прогулки по «Васильевскому острову Павла Сюзора» будем ждать вас на нашем традиционном месте: дизайнерский отель Art Nuvo Palace, 17-я Линия, дом 64. До встречи!
Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/