Найти тему
Север неизвестный

Отыскала в развалах книг интервью писателя из 1991-го: о культе военщины и 24 февраля

Недавно мы оказались в библиотеке заброшенной сельской школы. На полу слоями лежали сотни ненужных изданий: тома Ленина, рассказы Гайдара, журналы 90-х. Среди них попался выпуск журнала «Ступени. Вожатый» за 1991 года. А в нем – интервью с Григорием Остером, автором «Вредных советов», сценарием мультфильмов «38 попугаев», «Котёнок по имени Гав».

Писатель Григорий Остер
Писатель Григорий Остер

Устроившись среди разбросанных книг, тут же взахлеб прочитала беседу с ним 30-летней давности - настолько его слова оказались ко времени. Они о детях, о воспитании в них солдат и готовности воевать. Поделюсь некоторыми особо острыми выдержками из интервью.

Интересно будет узнать ваше мнение о сказанном писателем.

Этот журнал выходил тиражом в 125 тысяч экземпляров. В нем и письма школьников, которые переживают смерть Виктора Цоя, и уроки по завязыванию узлов, и страницы об отечественной рок-музыке, и полемичное интервью с Григорием Остером. Удивительно, но и спустя 30 лет журнал оказался интересным
Этот журнал выходил тиражом в 125 тысяч экземпляров. В нем и письма школьников, которые переживают смерть Виктора Цоя, и уроки по завязыванию узлов, и страницы об отечественной рок-музыке, и полемичное интервью с Григорием Остером. Удивительно, но и спустя 30 лет журнал оказался интересным

«Когда я в одной из своих статей написал, что едва ли не все советские дети мечтают о войне, на меня обрушился поток возмущённых писем. «Наши дети, - возражали мне, - мечтают о службе в армии, о профессии летчика, моряка, танкиста. А о войне – никогда!» Конечно, если спросить: «Ребята, хотите, чтобы была война?» – они скажут: «Нет». Но это потому, что наши дети тонко чувствуют, где, когда и что надо отвечать. Чему-чему, а этому мы с вами их превосходно обучили.

Детские книги, фильмы о войне у нас лживые. «Наши» рано или поздно непременно победят. Герой если и погибнет, то эффектно. Обязательный набор – «ура», атака, подвиг, бегство трусливого врага. Но подвиг всегда означал мощное героическое усилие, совершаемое для того, чтобы подвигнуть. А усилию совсем необязательно быть агрессивным.

Книги о войне, на которых воспитывались советские школьники
Книги о войне, на которых воспитывались советские школьники

Войны – это история поражений всего человечества

Да, во всём мире дети играют в войну. Но, во-первых, вне их игр остаётся государство. А во-вторых, этим традициям у нас отныне нет достаточных идеологических противовесов. Она продолжает насаждаться тогда, когда практически во всём цивилизованном мире люди поняли, что это мерзко.

Существует большая мировая литература, прославляющая воина. Но настоящая литература, начиная с Гомера, не скрывает и неприглядное лицо войны – её мерзость, ужас. Не поленитесь прочесть «Илиаду» - там есть обе стороны медали.

Народный креатив к 9 Мая
Народный креатив к 9 Мая

В русских летописях оплакиваются и русские, и татарские воины. А когда восхищаются победителем, возносят его на пьедестал – вот это ошибка. Я убеждён: историю войн надо раскрывать перед ребёнком не как историю чьих-то побед и поражений, а как историю поражений всего человечества.

Из учебников знаем, как у Антанты отняли её солдат. Речь о 1919-20 годах, когда французские моряки в Одессе отказались воевать. Воевать только потому, что заставляют. Мы этим восхищаемся. И не зря. С одной стороны, нечестно не выполнить приказ, нарушить воинскую присягу. Но парадокс вот в чём: если один говорит: «Не пойду!» – это считается преступлением. А когда всё поколение говорит: «Мы не пойдём!», и вся страна отказывается посылать своих сыновей на смерть, – тогда это уже следует признать преступлением тех, кто гонит людей на поле боя.

Детская коляска с «грузом 200»
Детская коляска с «грузом 200»

Учат быть солдатами

А чем занялись мы?.. Стали рассказывать только о том, как прекрасно воевать. Разумеется, при этом говорим, что воспитываем не нападающего, а защитника. Но ребёнок этого не разделяет. Он от рождения напитывается информацией, которая внушает: война – это хорошо, на войне легче всего самоутвердиться. Сызмальства у мальчишек накрепко соединяются понятия «сильный», «мужественный», «отважный» - и «военный». И всё. А дальше уже неудивительно, что он тянется к пистолету. Сначала игрушечному, а потом к настоящему.

Исходя из того, что когда-то, может быть, придётся драться, превращать молодого человека в кулачного бойца недопустимо. Потому что так мы и будем провоцировать на силовые выходы из ситуаций!

Христос сказал: тому, кто соблазнит малых сих, лучше бы не рождаться. Так вот, в моих глазах те, кто учит с нежного возраста быть солдатами, соблазняют малых сих. Извлекают наружу худшее, что есть в каждом человеке...

-7

Если мы будем растить детей просто здоровыми, просто грамотными, просто сильными – это и составит «разумную достаточность» для воспитания гражданина, способного выполнять действительно священный долг защиты Родины. Втаскивание детей в солдатский строй многого современной армии не добавит. Воспитывая защитника Родины, мы основной целью должны ставить человека, ощущающего себя частью человечества. Иначе – новые афганистаны.

Человек, удобный для тоталитарной системы

Мы живём пока так же, как древние племена, по тому же принципу: племя важнее, чем отдельный человек. Наша великая, могучая Родина – всё, отдельный человек – ничто. Но это же нелепость. Из кого великая и могучая состоит, как не из всех нас? И остальные наши ошибки – от принижения личности.

Самое страшное, что под юнармейскими знамёнами складывается и жестокий вояка, и ущербный гражданин. Бездумный исполнитель руководящей воли. Человек, удобный для тоталитарной системы.

Через уроки гражданской обороны прошел каждый советский школьник
Через уроки гражданской обороны прошел каждый советский школьник

Темные инстинкты в человеке были, есть и будут. Но есть и благородные общечеловеческие идеи, которые прошли сквозь все, всю кровавую кашу истории, и выжили, и окрепли. Ребята, конечно, не потому только объединяются в группировки и дерутся, что в школе, в пионерской организации их учили владеть автоматом, ходить строем и т.д. В них при этом заложили соответствующую идеологию – вот в чем беда. И в конце концов они отвергли все идеологии, все нравственные устои, кроме извращенных, тюремно-лагерных. Отсюда дедовщина в том или другом виде она почти везде, не только в армии. Отсюда и та единственная радость от объединения, что «вместе мы сильнее», можем побить объединившихся не с нами.

Книга с сомнительным названием, которую когда-то советовали читать школьникам
Книга с сомнительным названием, которую когда-то советовали читать школьникам

Обязательную начальную военную подготовку в школе я бы отменил немедленно. А военно-патриотические клубы перепрофилировал бы в спасательные отряды, которые в любой момент могли быть переброшены в ту точку страны, где произошла какая-то катастрофа.

В этом ли истинный патриотизм - маршировать с голыми ногами по снегу? Фото: «Твиттер» Рустема Адагамова
В этом ли истинный патриотизм - маршировать с голыми ногами по снегу? Фото: «Твиттер» Рустема Адагамова

Чтобы приобщить человека к дурному, нужны огромные старания. В нашей стране они прилагались достаточно долго и упорно. Опрокинули с ног на голову экономику, насилием пропитали политику, запустили гигантскую пропагандистско-идеологическую машину...»

Спасибо за 💛Подписывайтесь на канал «Север неизвестный» и читайте: