Художник и академик Императорской Академии художеств Лукиан Васильевич Попов родился в Оренбургской губернии в 1873 году. В начале ХХ века, а именно в 1904 году, в разгар Русско-японской войны, в которую втянул Российскую империю российский император Николай II, Попов написал картину под названием «Взяты» («Мобилизованы»). На картине Лукиана Попова изображена мобилизация мужчин на эту войну. Именно в те времена появилось знаменитое изречение «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война», приписываемое российскому государственному деятелю Вячеславу Константиновичу фон Плеве. «Маленькая победоносная война», которую так жаждал Плеве, была в итоге Россией проиграна. В феврале 1905 года японцы заставили отступить русскую армию, а в мае 1905 года в Цусимском сражении японцы окончательно сразили русскую эскадру на Дальнем Востоке. Результатом «маленькой войны» стала уступка Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
На второй картине представлена сцена из Советско-финляндской войны 1939—1940 годов. Картину написал художник Иван Алексеевич Владимиров, родившийся в 1869 году, уроженец города Вильнюса, который тогда входил в состав Российский империи. Картина запечатлевает момент захвата финского ДОТ, в ходе прорыва линии Маннергейма. Начало военных действий между СССР и Финляндией свелось к тому, что 14 декабря 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций. Сталину не удалось удержать в Финляндии просоветское правительство, и Финляндия, согласившись отдать часть своих территорий, сумела в итоге отстоять свою независимость. Потери Финляндии в Советско-финляндской войне составили — 26 тысяч человек, а потери СССР — 127 тысяч человек.
Следующую картину на тему мобилизации написал Народный художник СССР Ахмат Фаткуллович Лутфуллин, уроженец Башкирии, который родился в 1928 году. Картина называется «Проводы на фронт». Данная работа повествует о другой войне. О Великой Отечественной войне, которая началась в 1941 году. В основе этого произведения лежит личное, а именно воспоминания художника из его военного детства, которые он пережил. Поэтому данная работа отличается особой достоверностью. Картина окутана безрадостной атмосферой прошлого. Основными мотивами для её создания послужили личный опыт художника и рассказы односельчан о разлучённых семьях. На картине изображено горе, которое испытывают матери, растерянность детей и мрачность быта той эпохи. Всё это происходит на фоне тоскливого и серого зимнего пейзажа. В центре картины изображён грузовик с уезжающими на фронт людьми.
Ещё одна работа под названием «На фронт. Зима 1941». Название этой картины говорит само за себя. Время действия — зима 1941 года. Место действия — Москва, Красная площадь. Автор картины — московский художник и заслуженный художник РСФСР Даниил Яковлевич Черкес, который родился и умер в Москве. Черкес работал в Первом театре РСФСР под руководством В. Э. Мейерхольда, а также являлся художником-мультипликатором. Картина находится в коллекции Курганского областного художественного музея.
Следующее произведение живописи называется «На войну». Картину написал один из ярчайших русских художников 19 века — Константин Аполлонович Савицкий, о котором уже выходила отдельная статья на этом канале. Работа была написана Савицким в 1888 году. Данная картина также имеет название «Отправка новобранцев на войну». Картина запечатлевает сцену расставания со своими семьями уходящих на войну солдат. Речь идёт о временах Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Эту работу Савицкий писал несколько лет и дважды переделывал. Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Завершает сегодняшний обзор картина под названием «Добровольцы», написанная советским художником Николаем Даниловичем Волковым в 1968 году. Николай Данилович Волков родился в Пензенской области в 1924 году. В 1943 году Волков добровольцем ушёл на фронт. Николай Волков принадлежит к числу художников-ветеранов ВОВ, которые внесли свой вклад в развитие живописи Дальнего Востока. На картине изображены совсем молодые ребята, которым на вид не дашь и 16 лет. Двое пацанов с задумчивым видом разглядывают агитационный плакат военных времён. Третий парень присел на ступеньки с мрачным лицом, которое совершенно лишено какой-либо радости. Его глаза и мысли где-то очень далеко. Таким образом художник вопреки советской риторике о романтизации войны, показывает войну в иных тонах и лишает какого-либо юношеского энтузиазма главных героев картины. Меланхолии и тревожности картине добавляет осенний пейзаж с опавшими с деревьев листьями. Листья пали на землю, как павшие солдаты. Работы Николая Волкова вошли в коллекцию Приморской государственной картинной галереи. Данная картина находится там же, в Приморской государственной картинной галерее в городе Владивостоке.
Если вам понравилась сегодняшняя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации. Всем добра.