Партии власти в Эстонии заинтересованы в скорейшем принятии закона о переходе русских школ на эстонский язык обучения, но предлагаемый график перехода доказывает, что это политический проект, считает вице-мэр Таллинна Вадим Белобровцев. Издание ERR излагает его аргументацию.
Правительству Эстонии следует озаботиться не тем, как быстрее закрыть русские школы, а тем, где взять учителей. Предлагаемый коалицией график перевода школ на эстонский язык обучения доказывает, что это политический проект, сказал вице-мэр Таллина Вадим Белобровцев в среду в веб-передаче "Прямой эфир из Дома новостей".
Законопроект о переходе русских школ на эстонский язык обучения сейчас находится на обсуждении в Рийгикогу. По словам Белобровцева, находящиеся у власти партии заинтересованы в принятии закона как можно быстрее. И только Центристская партия высказывается против перехода в таком виде. "Законопроект был составлен в кратчайшие сроки, и местным самоуправлениям дали всего неделю на обсуждение. Реформа коснется десятков тысяч людей, поэтому спешить в этом вопросе как минимум безответственно", — отметил вице-мэр.
"Как на самом деле будет выглядеть переход на эстонский язык — можно только предполагать. У нас дикая нехватка учителей. Мы призываем прислушиваться к представителям наших университетов. Учителей не хватает как в русских, так и в эстонских школах. И в такой ситуации планируется переход — этот подход совершенно политический, но никак не педагогический", — подчеркнул Белобровцев.
"Если мы ставим целью провести переход к такому-то году в том или ином классе, то такой подход не разумен и не учитывает реальность. А реальность такова, что к 2024 году будет не хватать около трех тысяч учителей. 50-70 лет потребуется для того, чтобы подготовить необходимое количество учителей", — отметил вице-мэр.
По словам Белобровцева, учителя, которые не смогут довести свои языковые навыки до необходимого уровня, скорее всего, будут вынуждены покинуть школу. Новые требования лишат школы возможности заключать трудовой договор с учителем, если он не будет владеть эстонским языком на категорию С1. В случае нарушения требований для школ предусмотрены штрафы в размере до девяти тысяч евро.
"Таким образом, мы избавляемся от учителей в ситуации, когда их и так не хватает. Нужно перестать предъявлять требования, которые для многих заведомо невыполнимые", — сказал вице-мэр.
"Нужно озаботиться не тем, как быстрее закрыть русские школы, а тем, где взять учителей. Нужно думать о том, как сделать профессию учителя более привлекательной, а не о том, как быстрее перевести школы на эстонский язык обучения. Это безответственная форма поведения правительства", — отметил Белобровцев.
По оценке вице-мэра, многие учителя за два года не смогут выучить эстонский на категорию С1, а если и выучат, то не факт, что смогут на нем преподавать.
В качестве мотивации учителям Ида-Вирумаа предложили надбавку к зарплате. Но, по мнению Белобровцева, ее возможное влияние явно переоценили.
"Откуда взялась цифра в три тысячи евро? На самом деле я не припомню, чтобы министр образования озвучивал такие цифры. Министр образования сказал, что будет коэффициент 1.5 по сравнению с минимальной ставкой, которая с нового года составит 1784 евро. Если это число мы умножаем на 1.5, получается около 2,6 тысяч, из которых 20% — это подоходный налог", — уточнил вице-мэр.
"У учителей, которые преподают, например, в Таллине или Тарту, сразу возникает вопрос: а почему в Ида-Вирумаа такая надбавка? В русских школах будет образовываться вакуум, учителей не будет хватать, кого-то будут пытаться перекупать из эстонских школ — думаю, что эстонские школы не будут в восторге от этой системы. Если в Ида-Вирумаа будут предлагать большую зарплату, то наверняка найдется немало учителей из таллиннских и тартуских эстонских школ, которые решатся попробовать. И тогда будет образовываться вакуум в эстонских школах", — сказал он.
"Кроме того, из-за нехватки учителей школы не смогут набирать в первые классы такое количество учеников, которое они набирают сейчас. Дети не смогут попадать в русские школы, и тогда они будут направлять свой взор на школы с эстонским языком обучения и будут стремиться попасть туда. Это будет опять-таки дополнительная нагрузка на эстонские школы, и я не уверен, что эстонские школы будут от этой системы в восторге. Поэтому здесь возникает много проблем, которые связаны между собой", — отметил Белобровцев.
Согласно законопроекту, русский язык полностью из школ не исчезнет, а будет преподаваться как иностранный. На изучение русского языка и литературы будет выделен всего 1 час в неделю. При этом местное самоуправление должно будет само озаботиться поиском учителей и учебных материалов.