Найти тему

Верните Деда Мороза

Источник Яндекс-картинки
Источник Яндекс-картинки

В Чугуновке любили готовиться к праздникам загодя и подходили к этому мероприятию обстоятельно.

- Чтобы советский человек хорошо работал, наша партия и правительство дает ему возможность весело и содержательно отдохнуть. И мы должны как следует постараться, чтобы этот отдых не превратился во всеобщий запой, - любил повторять местный парторг, назначая собрание.

Заседание обычно затягивалось до позднего вечера – ведь нужно было обсудить, как идеологически правильно праздновать 1 мая или 7 ноября. Не меньший ажиотаж вызывали 8 марта или 23 февраля.

И только программа новогодних развлечений полностью возлагалась на директора местного ДК и, помимо установки на площади и в клубе елок да приобретения кульков с конфетами для детишек колхозников, правление особо не хотело забивать себе голову.

- Праздник-то, считай, детский. Вы уж сами как-нибудь, товарищи, развлеките будущих строителей коммунизма. Ну и для взрослых какой-нибудь вечер с танцами и конкурсами устройте.

Немудрено, что ещё в начале ноября заведующий клубом Лукин Георгий (Жоржик, как его за субтильность прозвали злоязычные жители Чугуевки) принес парторгу сценарий утренника на утверждение.

- Так-так… Снегурочка – Ольга Лядова. Хорошая девушка, комсомолка, ударница. К тому же редкостная красавица. А дедом Морозом у нас кто будет? Чего фамилию-то не указал?

- Так это… как обычно, тракторист Никифоров Борис.

Парторг на мгновение задумался.

- Опять, поди, напьется: бороду потеряет, икать в самом неподходящем месте начнет.

- Зато слова знает. Да и кто кроме Никифорова добровольно согласится с малышами вокруг елки бегать?

- Если премию хорошую пообещаем, то ещё и драться за роль будут. Не оскудела ещё Чугуновка талантливыми хлопцами и девчатами.

- Ну… не знаю. Здесь ведь ещё особый подход нужен.

- Так уж и подход. С детишками вокруг едки в хороводе пройтись да подарки раздать любой вахлак сможет... лишь бы трезвым был. А этот Никифоров даже не комсомолец – чего это мы ему такое ответственное дело доверяем?

Но Жоржик только недоверчиво покачал головой. И его сомнения можно было понять.

Борис Никифоров был личностью по-своему примечательной. Тридцатилетний нелюдимый холостяк жил с родителями, и мало чем интересовался кроме устройства, доверенного ему трактора. Но раз в год он чудесным образом преображался.

В первый раз долговязый Борис выступил в роли Деда Мороза ещё в восьмом классе. Как уж завуч тогда разглядела в угрюмом и прыщавом подростке склонность к лицедейству, осталось неизвестным, но, к удивлению всех знакомых, он охотно облачился в красный халат и ватную бороду.

Борис увлеченно плясал со Снегурочкой, читал стихи и проводил конкурсы, и так всем понравился, что его потом из года в год приглашали выступать в роли Деда Мороза.

Но в прошлом году он напился в самый неподходящий момент: подарки перепутал, бороду где-то забыл, а Жоржик потом по селу в поисках реквизита весь праздник рыскал. В общем, проблемы, конечно, с ним были, но, чтобы вот так - отобрать у человека любимую роль? Но парторг стоял на своем, и заведующий неохотно согласился.

Услышав от кого-то, что уже начались репетиции новогоднего представления, удивленный Борис как-то вечером нагрянул в клуб. И как раз вовремя, чтобы застать на сцене Сергея Трушкина, который, давясь от дурацкого смеха, пытался, то и дело заглядывая в листок, что-то сказать «белочке» и «лисичке» - Ирине и Наде Глуховым. Те соответственно тоже хихикали и, несмотря на окрики обеспокоенного Жоржика, никак не могли настроится на рабочий лад.

Злилась и хмурилась также недовольная Ольга Лядова. Девушка была первой красавицей в Чугуновке: статная, белокурая, большеглазая. Роль Снегурочки ей очень подходила.

Борис немного понаблюдал за дергающимся на сцене Трушкиным. Парень вел себя на редкость глупо.

- Чего это такое-то? – обиженно прогудел он, обращаясь к Жоржику. – Какой из этого гопника Дед Мороз? Вы праздник только испортите!

Но Жоржик только раздраженно отмахнулся. Тут и так ничего не ладилось, а ещё с Никифоровым объясняйся.

- А вот не надо напиваться было… бороду терять.

- Так это… я же извинился. Сто раз извинился. Мужики на работе в честь праздника решили по стопке накатить. Неудобно было откалываться от коллектива-то: засмеют, обидятся, да ещё словом припечатают. А самогон дрянным оказался – вот меня и развезло.

- А не надо у кого попало гадость всякую покупать, когда в магазине на полке водка хорошая стоит, - нервно огрызнулся Жоржик. – И вообще… все претензии к парторгу. Это он назначил Дедом Морозом Трушкина. Вот иди к нему и объясняйся, а у меня и без того голова пухнет.

Понятно, что к парторгу Борис не пошёл. Честно говоря, побаивался он. И даже не столько самого мужика, сколько его непонятных речей в результате которых любой не потрафивший ему человек объявлялся врагом советской власти и «могильщиком коммунизма». Причем нудно вещать на эту тему парторг мог часами, а Бориса начинала болеть голова уже через пять минут.

Но и равнодушно отнестись к такой несправедливости он тоже не мог.

- Да какой из Трушкина Дед Мороз, - презрительно сплевывал он, затевая разговор о наболевшем с теми, кто соглашался его слушать. – Я всегда думал, что он нормальный парень, а посмотрел его на репетициях – дурак дураком. Чего-то мнется, и только гы-гы да гы-гы с девчонками, слова учить и пять минут не собирается. Да что там, в такт музыки не попадает! Топчется как малахольный медведь. Как он вокруг елки с детишками плясать-то собрался? Репетиции своими хаханьками срывает. Ольгу аж трясет от него. Никакой ответственности! Тьфу!

Односельчане к тоске и обиде Бориса относились с уникальной черствостью – было очевидно, что им абсолютно безразлично, кто в роли Деда Мороза будет развлекать детей на новогоднем утреннике. И это обстоятельство ещё больше ожесточало Никифорова.

И вот наступил канун Нового года. В фойе клуба поставили наряженную елку, и заботливые родители, отложив предновогодние хлопоты, привели принаряженных в карнавальные костюмы детей на новогодний утренник.

Но напрасно стайка доморощенных актеров, обряженных различными зверями, во главе со Снегурочкой призывали в зал деда Мороза, он почему-то не появился.

Растерянные девушки и парни начали как-то выкручиваться и тянуть время, импровизируя на ходу, что, дескать, Дед Мороз задержался в лесу в гостях у многодетного беличьего семейства. Пока Снегурочка водила хоровод вокруг елки, обеспокоенная «белка» сбегала за кулисы. Однако там, шепотом выругавшийся Жоржик впихнул ей в руки мешок с подарками.

- Скажи мальцам, что у волков его отбила. Авось конфетами займутся и забудут про Деда Мороза.

Дети, конечно, подаркам обрадовались, но про отсутствие главного лица праздника всё же забыть никому не удалось.

Когда впоследствии стали выяснять, что же всё-таки произошло с Трушкиным, выяснилось: они с Жоржиком так и не смогли найти, таинственным образом исчезнувший, костюм Деда Мороза. Вот исчез и всё, а по окончании утренника обнаружился в пустом мешке из-под подарков.

- Это Борис Никифоров украл костюм и сорвал нашей детворе любимый праздник. Обиделся и столь подло отомстил, - пригласили в колхозное правление местного участкового Петра Игоревича Хромова. – Разберитесь и примите меры! И не жалейте мерзавца, пусть ответит по закону.

Хромов уже всё знал от жены, которая водила на утренник их пятилетних близнецов, и тоже был немало заинтригован новогодним ЧП.

Дело, с первого взгляда, не представлялось тяжелым. Обиженный Борис был просто идеальным подозреваемым в этом злостном хулиганстве. Но когда Петр Игоревич нашёл Никифорова, у того оказалось железобетонное алиби.

31 декабря он вместе с другими трактористами ездил на дальние луга за сеном и вернулся уже затемно.

- Чё я, дурак, что ли? Последнее дело детишек праздника лишать. Небось Трушкин сам костюм спрятал, чтобы не выступать: слова не учил, репетиции срывал! – обиженно прогудел Борис, когда участковый попытался заикнуться о своих подозрениях. – Да вы у Жоржика спросите. Трушкин из него всю душу вымотал.

Участковый задумался. «А ведь действительно…»

И он отправился к заведующему клубом.

- Да, - не стал отпираться тот, - поперек горла мне этот Трушкин стоял. Да и не только мне. Никакой ответственности и понимания важности мероприятия. Прямо скажем, актер он никакой, да и как человек меня разочаровал. Хотя моторист он прекрасный и в колхозе на хорошем счету. Но, чтобы сорвать из-за того, что он мне не понравится столь ответственное мероприятие? Я разве похож на дурака?

Прямой вопрос требовал и прямого ответа.

- А я не считаю, что это сделал дурак. Ведь после всей этой истории вы с Трушкиным больше не будете связываться?

- Ни за что! Эти два месяца были худшими за всё время моей работы в клубе. Иное дело, когда с Никифоровым репетировали. Быстро, по-деловому, плодотворно.

Хромов немного поразмышлял, глядя на нервно дергающегося тщедушного Жоржика: «Кишка у него тонка такое провернуть. Ведь если бы дело вскрылось, Трушкин мог и кулаком в глаз засветить. Здесь крепкие нервы и отвага нужны, а ещё хорошее знание потайных местечек клуба, где так ловко до поры до времени скрывали костюм».

- Вы сказали, что Трушкин стоял поперек горла не только вам. А кто ещё был им недоволен?

Жоржик неопределенно пожал плечами.

- Да все с ним ругались – к порядку призывали. Но особенно злилась Ольга Лядова. Она заочница. Ей контрольные делать надо, а тут часами торчали… на его дерганья любовались.

- Ну раз она настолько занятой человек, могли бы её и заменить?

Жоржик аж с лица сменился.

- Нет-нет… она уже лет пять в роли Снегурочки выступает. Дети её обожают. И если ещё и Ольгу заменить, то наши утренники превратятся в низкопробный балаган.

Участковый отправился на ферму, где Ольга Лядова работала учетчицей.

- Да, это я сделала, - честно призналась девушка, - чтобы этого болвана больше на пушечный выстрел не подпустили к сцене клуба. Только кривляться да балагурить может. А Борис Никифоров – парень ответственный и серьезный. Было нечестно его роли лишать только из-за того, что человек один раз оступился.

- Но утренник-то, в конце концов, оказался сованным.

- Он был бы сорван в любом случае, потому что лучше вообще без Деда Мороза, чем с таким разгильдяем на сцене.

Девушка смерила участкового сердитым взглядом.

- Если уж надо найти виноватого, то я больше не буду играть Снегурочку, но, пожалуйста, верните роль Борису. Справедливость должна торжествовать.

Участковый только головой покачал.

- И всё же…

- Понимаю, что все получилось крайне глупо. Но больше ничего мне в голову тогда не пришло!

Председателю колхоза и парторгу Хромов девушку выдавать не стал, а пояснил таинственное исчезновение костюма следующим образом:

- Когда речь идет о столь несерьезном человеке как Трушкин, можно ожидать чего угодно. Вплоть до того, что он сам костюм спрятал, потому что так и не смог заучить все реплики. Кому вообще пришла в голову идея заменить Никифорова именно им?

Парторг и председатель колхоза переглянулись.

- Так это… обычно он ответственный. К тому же сам вызвался Деда Мороза сыграть, - смущенно хмыкнул первый, - когда услышал, что мы недовольны Борисом. Можно сказать, прямо-таки напросился. Признался мне тайком, что уж больно ему Ольга Лядова нравится. А как подобраться к ней, не знает.

Хромов обескураженно рассмеялся.

- Прямо скажем, способ обратить внимание на себя он выбрал самый худший. Впрочем, когда речь идет о любви, чего только не бывает. Ухажер моей сестры, в пылу чувств, прыгнул в грязь и безнадежно испортил ей лучшее платье. Ничего… простила.

Надо сказать, что временем простила за дурацкие выходки Сергея Трушкина и Ольга Лядова. Мало того, впоследствии вышла за него замуж.

А вот Борис Никифоров до сих пор играет Деда Мороза на детских утренниках в Чугуновке, хотя уже давно вышел на пенсию, и его односельчане искренне считают, что лучше него никто с этой ролью не справится.

Если вам понравился рассказ, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал