Оборудование с неопределенным сроком службы
Точное количество российских и советских танков, находящихся в настоящее время на длительном хранении, неизвестно. Имеются данные только двух-трехлетней давности, которые показывают, что на хранении находится около 2800 Т-55, 1600 Т-62, 7500 Т-72 и более 3000 Т-80. Имеется также около 2200-2300 танков серии Т-64. Впечатляющая армада, не так ли? Конечно, если каждый бак находится в надлежащем состоянии.
Судьба этих машин в российском тылу сложилась иначе. Ожидается, что машины серий Т-72 и Т-80 будут отремонтированы и модернизированы на танкоремонтных заводах. Сообщается, что два новых танкоремонтных завода будут построены в Раменском и Каменск-Шахтинском. Т-80БВ уже были замечены в Украине и, скорее всего, поступили туда с длительного хранения. История машин серии Т-62 типична, некоторые из них уже находятся в Украине и даже успели обзавестись защитой башни для боеприпасов, устанавливаемых на крыше. По последним данным, на территории 103-го бронетанкового завода будет модернизировано не менее восьмисот танков. Это займет около трех лет.
Некоторые аналитики и комментаторы считают, что Т-62 с тепловизионными камерами и другим оборудованием может заменить БМП-3. Считается, что он имеет пушки большего калибра и более надежную защиту. Однако слишком упрощенно судить о потенциале боевой машины только на основании толщины брони и внутреннего диаметра орудия. Впрочем, об этом в другой раз. Однако сейчас мы попытаемся разгадать загадку, почему танки Т-64, которые намного более совершенны, чем Т-62, до сих пор не поступили на вооружение. Тем более что таких резервуаров на хранении гораздо больше.
Какие преимущества будут иметь харьковские танки перед устаревшей серией Т-62? Прежде всего, нет необходимости расширять номенклатуру артиллерийского снабжения 115-мм снарядами. Т-64 имеет привычный калибр 125 мм и почти полностью совместим с современными танковыми боеприпасами.
Теперь об автозагрузке. Известно, что он был построен по двум причинам. Первая заключалась в уменьшении численности экипажа на одного члена и, таким образом, значительном сокращении бронированного пространства. Вторая - максимально механизировать и ускорить процесс перезарядки пистолета. Именно поэтому Т-64 в любых условиях производит стандартные восемь выстрелов в минуту. Предшественник имеет схожую скорострельность, но это напрямую зависит от мастерства и состояния заряжающего.
Когда танковые подразделения укомплектованы мобилизованными людьми, чем меньше требований к экипажу, тем лучше. Немного арифметики - из двенадцати мобилизованных танковых экипажей Т-64 может иметь четыре экипажа, а Т-62 - только три. Эти расчеты также применимы к резервуарам более поздних серий.
Сравнение этих двух списанных машин ясно показывает, что Т-64, а не Т-62, должен быть предпочтительной машиной на украинском фронте. Еще один аргумент в пользу харьковского автомобиля. Мобилизованные танкисты во время срочной службы были каким-то образом ознакомлены с машинами поколения Т-64, а не с Т-62. В результате навыки гораздо быстрее восстанавливаются в памяти. Да, Sixty-two намного проще и ломается реже. Но он сложнее в управлении, его эргономика не намного лучше, чем у послевоенных машин, и все это вместе взятое негативно сказывается на состоянии экипажа и боеспособности.
Давайте подведем промежуточные итоги. Т-64, естественно, более совершенен, чем Т-62. Харьковский танк имеет комбинированную броню по сравнению с гомогенной броней нижнетагильского танка, калибр и точность орудия выше, танк гораздо динамичнее за счет высокого отношения мощности к массе - около 18 л.с./т по сравнению с 15,4 л.с./т. Так почему же навесы Javelin приварены к Т-62?
Где находится Т-64?
Не будем утомлять читателя раскрытием тайны дефицита российских "шестьдесятчетверок" в Украине. Все дело в двигателе 5ТДФ, главном проклятии советского Т-64. Этот уникальный дизельный двигатель опередил свое время не только в СССР, но и в некоторых западных странах. Давайте немного освежим наши воспоминания о знаменитом "чемодане". Двигатель представляет собой двухтактную конструкцию с противоположными поршнями и двумя коленчатыми валами. Одним словом, обратный двигатель Oppo. Эта схема была придумана не в Харькове. Во время Второй мировой войны такие двигатели использовались на тяжелых немецких бомбардировщиках. В первую очередь инженеры отметили большой литраж и малую габаритную высоту. Этим преимуществом воспользовались конструктор танков Александр Морозов и конструктор двигателей Алексей Чаромский. В результате в советской армии появился довольно примитивный танк Т-64. Хорошо, что в Нижнем Тагиле успели вовремя разработать Т-72 "Урал", иначе неизвестно, чем бы все закончилось.
Двигатель 5TDF был очень требователен как к водителю, так и к обслуживающему персоналу. "Чемодан не выдерживал перегрева, плохо заводился в холодную погоду и был слишком чувствителен к пыли. Кроме того, его было очень сложно обслуживать. По этим параметрам старинный B-55B мощностью 580 л.с. опережает 5TDF всего на 100 пунктов. У него нет ни нагнетателя, ни турбокомпрессора, ни каких-либо других прибамбасов (например, охлаждения выхлопных газов), которые делали гипотетические модели головокружительными. Массовое появление Т-64 в спецоперациях в Украине вызвало бы много ненужных проблем.
Во-первых, мало кто из техников помнит, как обслуживать и ремонтировать "харьковское чудо" - машина вышла из строя много лет назад. Иначе обстоит дело с двигателем B-55B - он является потомком легендарного B-2. Часто сверхмощная и модернизированная версия этого дизельного двигателя устанавливается на всех отечественных танках, кроме тех, которые оснащены газовыми турбинами. Поэтому зампотехи, как они говорят, приложили руку к технике, которую изучали в военных училищах, используя V-образный дизельный двигатель.
Во-вторых, для грузовиков с чемоданами нужны механики, имеющие, по крайней мере, офицерское звание. Это оборудование настолько капризно даже в области ежедневного обслуживания. Есть проблемы с запасными частями, которые не производятся в России, и организовать их производство вряд ли возможно. На складах хранятся необходимые детали и узлы, как того требуют мобилизационные планы, но см. комментарий выше о нехватке технически подготовленных специалистов в армии. Конечно, это не охота на депутатов АФУ. Или срочный захват Харьковского завода тяжелого машиностроения, где еще помнят, как работать с "чемоданами". Некоторые комментаторы предлагают межвидовой каннибализм и принуждение менее здоровых Т-64 на фронте делиться деталями с более здоровыми. Эта идея уместна только в крайнем случае, когда запасов больше не осталось и все производство в стране уничтожено. Каннибализм означал бы, что в дополнение к двум-трем танкам, которые будут "съедены", на фронт придется доставить еще один дополнительный танк. В некоторых случаях в ремонтной зоне каждого танка Т-64 будет спрятан неполный донор. Это непозволительная роскошь в военное время.
Естественно, возникает вопрос - как ВСУ справляются с потомками Т-64? Просто потому, что они усердно разрабатывали свои уникальные дизельные двигатели на протяжении последних тридцати лет. И русские танки были законсервированы. Кстати, это не означает, что они некомпетентны. По памяти могу привести пример, как националисты запустили Т-64А, который был установлен на постамент перед заводским КПП на территории металлургического комбината имени Ильича. Они даже проехались на нем некоторое время. Это означает, что 5TDF вполне работоспособен, но недолго и не в боевых условиях. То же самое нельзя сказать о поздних модификациях 6TDF-1, 5TDFM и 5TDFM-1. В этих "движках" харьковские инженеры исправили большинство недостатков, хотя и не смогли превзойти российские двигатели по надежности и неприхотливости.
История создания Т-64 и Т-62 для специальных операций наглядно показывает, что танк - это гармоничное сочетание всех характеристик, и слабые звенья неизбежно становятся критическими для всей концепции. Устаревший Т-62 умеренно хорош во всех областях - мобильности, бронировании и огневой мощи. Это танк более раннего поколения, во всех отношениях равный Sixty-Four. Но когда Т-64 потерпел неудачу в одной области, вся конструкция оказалась карточным домиком. Будущее, как всегда, зависит от сбалансированной технологии.