Сегодня канал "Мир Фэнтези" решил восполнить пробел в категории "Боги и Пантеоны", посвятив статью интересной богине славянского пантеона - Мокоши. Тем более что она - единственное женское божество, которое было в пантеоне князя Владимира, а значит, была весьма почитаема среди славян.
Особенности
Про Мокошь известно немного - то, что она была связана с прядением (в некоторых мотивах народного творчества Мокошь - длиннорукая женщина, по ночам прядущая в избе) и соответственно многие авторы Дзена ее увязали с норнами, с мойрами и вообще Мокошь с их точки зрения "прядет судьбу". Автор канала считает, что эта богиня, вероятно, имеет очень древнюю историю и ее действительный и настоящий функционал потерян, а сама идея с длиннорукой женщиной, прядущей нити в избе, со временем деградировала до кикиморы, поскольку у них в прядении по ночам слишком много общего. Также Мокошь иногда ассоциировали с водой и с колодцами, как и кикимору, и ей даже посвящали "мокриды" - специальный обряд, связанный с бросанием пряжи в колодец. По некоторым данным, популярность Мокоши у славян была вплоть до XVI века - встречались записи в церковных книгах, где осуждали женщин, поклоняющихся ей.
Автор находил в сети связь Мокоши с пауками, но считает это сильно "притянутым", хотя это встречается и у древнеримских богинь судьбы. В целом, богиню почитали, приносили ей жертвы и тесно связывали с ней урожай и Жизнь в целом.
Исходя из этого, славянская Мокошь была скорее Богиней земли и очага, так как если бы она была, по мнению современных язычников, хоть как-то связана с магией и судьбой, она бы занимала и далее очень важное место даже среди крещеных язычников. Известно, что славяне даже спустя века после Крещения спокойно увязывали и христианство, и язычество, и уж такую важную Богиню явно бы не оставили. И все же...
Пятница
Связь Параскевы Пятницы и Мокоши остается очень явной - там и культ Недели и пятницы, считавшейся женским днем и подходящим днем для прядения пряжи, и известный относительно недавно день Параскевы-Льняницы (28 октября по старому стилю), когда нужно было начинать мять лен для изготовления пряжи.
Дополнительным фактом в пользу Мокоши-Параскевы является повсеместное (до начала XX века) использование идолов Параскевы. Причем излюбленным местом их установки были колодцы, перепутья дорог и даже церкви, где люди могли молиться святой Параскеве, совмещающей еще и образ древней Богини. Также ей молились для избавления от "коровьей смерти", когда был мор скота, что также является откликом языческих времен.