Найти тему
Загадочный Север

Северные помочи - отголосок общинного строя деревни

В конце XIX века на Русском Севере еще сохранялась форма деревенской взаимопомощи, которая уходила корнями в общинно-родовой строй славянских племен. На Севере такой общий бескорыстный труд называли по́мочи, но они являлись тем же, что и толо́ки. Понятие толока известно у всех восточнославянских и прибалтийских народов. Предполагают, что это слово является заимствованием из балтийских языков, например, из литовского, а русские слова толочь и толкать производные от "толока". В Новгородской земле, наравне со словом толока, существовало и название помочи, которое перешло на другие регионы России. Помочи, как форма общественной добровольной срочной работы сохранялись и на Русском Севере вплоть до XX века. Эта общественная работа совершалась деревенской общиной по решению сельского схода, так как она была важна для всей общины. Более того, решение схода было обязательным для всех членов общины, т.е. мужчин хозяев земельных наделов, и не могло ими игнорироваться. Если по какой-то причине хозяин дома не мог присутствовать на общественных работах, то его заменяли жена или старшие дети. Впрочем, семьи общинников и так добровольно выходили для поддержки односельчан.

Крестьяне Вологодской губернии 19 век.
Крестьяне Вологодской губернии 19 век.

Помочи организовывали для помощи погорельцам при строительстве нового дома, при вспашке поля или в сенокосе хозяину, у которого пала лошадь. Оказывалась поддержка вдовам и сиротам, семьям рекрутов или калек. Такое положение вещей было естественным. Земля принадлежала общине и её всё равно нужно было обрабатывать, а оказать помощь нуждающимся это был христианский и общинный долг - всякий мог попасть в тяжелое положение. Оказывая помощь другим крестьяне надеялись, что и им помогут в трудное время. Но кроме поддержки односельчанам, на помочи созывали людей и для проведения работ на общих для всех членов общины церкви, школы, больницы (фельдшерский пункт), мельницы или амбара (мангазея). Строительство зданий, ремонт, заготовка дров, а также возведение домов для работников этих учреждений ложились на плечи всей общины. Общественные помочи были частью общинной жизни и после отмены крепостного права эта форма деятельности стала исчезать. Многие дела, которые раньше были в зоне ответственности сельской общины перешли в ведение земств. Теперь земское управление решало вопросы начального образования и медицины, выделяя на это средства из бюджета губернского земства. На эти деньги ответственные лица на местах нанимали работников для выполнения тех дел, которые ранее бесплатно выполняла община. К концу XIX века общественные помочи, по свидетельству исследователей той эпохи полностью исчезли, но оставались ещё частные помочи.

Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии.1869
Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии.1869

Частные помочи организовывались без решения сельского схода, а по приглашению частных лиц. При этом, на такую работу звали не всех членов общины, а только необходимое для работы количество из друзей, знакомых и родственников. Одним из условий при частных помочах было обильное угощение работников, что на общественных помочах не наблюдалось. Когда общественные помочи исчезли из жизни крестьян, частные помочи продолжали по инерции сохраняться. После 1861 года российская деревня стала меняться, но деревенский уклад, который сложился в прошлые века по инерции ещё поддерживался. Большое влияние на изменения оказывал экономический фактор. Возможность заниматься ремеслами, промыслами и торговлей давали крестьянам новые источники существования. До этого момента крестьяне кормились только от своей земли. Имея на руках деньги, крестьяне могли себе позволить нанять работников на какое-нибудь определенное дело. Это сразу отразилось на помочах. Если раньше хозяин приглашал к себе помощников-односельчан на все этапы работы (например строительство дома от заготовки леса до возведения печи), то теперь какую-то часть выполняли помочане, а другую наемные работники за плату. Оказалось, что бесплатный труд (точнее труд за еду: завтрак, обед и праздничный ужин) на протяжении нескольких дней был дороже, чем труд профессиональных работников. Но в тоже время, работникам нужно было платить деньгами, а накормить односельчан можно было из своих запасов. Таким образом при многодневной работе искали баланс, где нужен труд общины, а где справятся пара наемных работников. О таком положение дел сообщали исследователи сельской жизни Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний.

Куликовскiй Г.И. Олонецкия помочи. 1894
Куликовскiй Г.И. Олонецкия помочи. 1894

Ещё одной особенностью помочей XIX века, стала их популярность среди молодёжи. Старинная форма общественной работы превратилась в трудовой праздник. Дело в том, что помочи организовывали обычно в праздничные дни. Рано утром помочане приходили со своим инструментом в дом хозяина и тот кормил их завтраком. После этого они шли на работу. Если трудиться предстояло целый день, то хозяин приносил им обед на место работы. В конце трудового дня помочане шли домой. Дома умывались, переодевались в чистую одежду и возвращались в дом хозяина, где устраивался обильный праздничный стол с алкоголем, пением и плясками на всю ночь. Да и сама работа в течении дня сопровождалась весельем и пением. Молодёжи такой труд нравился и порой молодые люди сами ходили по домам зажиточных крестьян и предлагали хозяевам устроить помочи. Наличие хмельных напитков при организации помочей было обязательным условием. Даже при общественных помочах крестьяне скидывались и варили пиво, которое употребляли все вместе после выполнения работ.

По сообщениям исследователей в разных губерниях Русского Севера были некоторые особенности. Так например, в Пинежском уезде Архангельской губернии крестьянин у которого много сенокосов, предлагал другому, у которого была нехватка сена оказать ему помощь, а сено поделили пополам. Хотя тут имелась форма оплаты, но такой труд продолжали считать как помочи. В Олонецкой губернии устраивали женские помочи супрядки - пряжа льна и шерсти. Зимой хозяйки приглашали девиц к себе домой и за работу угощали их чаем и пирогами с толокном. Чтобы девушкам было не скучно, зачастую звали и парней. Такие посиделки пользовались большой популярностью. Как отмечает Г. Куликовский супрядки были столь популярны, что даже на Мошинском озере Каргопольского уезда (Няндомский район Архангельской области), где совсем не прядут из льня, а только из шерсти и то в небольшом количестве в основном для плетения рыболовецких сетей, все равно устраивали такие помочи. Кроме сенокосов, заготовки леса для строительства домов и супрядок, еще были широко известны такие помочи как капустки - заготовка по осени квашенной капусты и печебитье - строительство глинобитных печей, на которые приглашались только молодежь. Были и другие формы помочей, но перечисленные имели массовый характер и отмечены у многих исследователей крестьянского быта.

Громыко М.М. Мир русской деревни. 1991
Громыко М.М. Мир русской деревни. 1991

Помочи были ярким примером единства крестьянской общины, проявлением сострадания, отзывчивости, доброты и христианской нравственности. Это был способ выживания и проявление взаимопомощи. В некоторых регионах было не принято отказывать если тебя пригласили оказать помощь. Помочи были частью общинной жизни и при разрушении сельской общины, как единого экономического организма, они исчезли. Те формы, которые описаны исследователями конца XIX века являются только отголоском прошлого. В этот период они превратились в праздник для молодёжи и труд за обильное угощение от хозяина, что изначально проявлялось очень редко. На общинных помочах еду готовили в складчину, она не была формой оплаты. Многие бедные крестьяне второй половины 19 столетия не могли себе позволить устроить помочи, точнее накрыть на стол, и вынуждены были справляться своими силами. Единственным местом, где ещё сохранялись общинные помочи были приходские церкви. Священник ставил задачу перед сельским обществом задачу и прихожане организованно выходили на общественный труд, например заготовка дров на отопление храма, а после устраивали пир в складчину. Но это было исключением. В целом помочи вырождались. Работа за деньги порой была предпочтительней и с меньшими затратами. Это являлось отражением развития капитализма в Российской империи. Многие исследователи сожалели, что помочи, как проявление нравственной чистоты русского народа, исчезли из жизни крестьян российских губерний.

Источники:

Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991

Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. Кн. I. Архангельск, 1869. С. 109

Куликовскiй Г.И. Олонецкия помочи// Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3 / Сост. [И.] Благовещенский. - Петрозаводск: Губерн. тип., 1894 . с. 394 - 396

Платонов О.А. Русский труд.— М.: Современник, 1991.— 335 с