"Помни" 2000 г. - это второй полнометражный фильм в карьере Кристофера Нолана и первый со студийным бюджетом, собранным у независимых продюсерских компаний Голливуда.
Этот фильм режиссер снял, имея в распоряжении 9 миллионов долларов и трех знаменитых актеров в главных ролях - Гай Пирс, Кэри-Энн Мосс, Джо Пантолиано. И он легко сумел доказать, что его авторские проекты достойны внимания зрителей и высокой оценки критиков.
"Помни" принес Кристоферу Нолану номинации на Оскар и Золотой глобус за сценарий. Также лента получила номинацию на Оскар за монтаж. Американский институт киноискусства назвал "Помни" одним из фильмов года и вручил Нолану награду за сценарий. Приз за сценарий также вручил фестиваль Сандэнс. А Премия MTV признала его лучшим новым фильммейкером.
В год выхода фильм не имевшего еще славы режиссера не получил широкого кинотеатрального проката и заработал всего 40 млн. долларов. Хотя сегодня у фильмы высочайшие рейтинги - 8,4 в IMDB и 7,9 в Кинопоиске. Его признают одним из самых значимых фильмов 2000-х и уже включили в список Национального реестра фильмов США.
Чем же выделился "Помни"? Главный герой тут страдает от амнезии, из-за которой он помнит все, что произошло до дня убийства его жены и не помнит ничего, что произошло 15 минут назад. Он одержим идеей мести и делает все, чтобы в заданным непростых обстоятельствах вычислить преступника и найти его.
Но "Помни" восхваляют вовсе не за сюжет, а за то, как он был раскрыт - Кристофер Нолан продемонстрировал уникальную технику создания нелинейных повествований. Время в его истории то замедляется, то ускоряется. События перескакивают то в прошлое, то в будущее. В сердцевине истории оказываются спрятаны не одна, а сразу несколько интригующих тайн, а вся история приобретает целостность и новую трактовку лишь на последних минутах повествования.
До Кристофера Нолана игра с нелинейной структурой и сюжетными твистами строилась как игра в пазл - цельную историю просто разделяли на куски, разбрасывали элементы, а в конце пазл складывался и раскрывал стройную линейную историю. Так устроены "Криминальное чтиво" 1994 г. Квентина Тарантино, "Карты, деньги, два ствола" 1998 г. Гая Ричи, "Подозрительные лица" 1995 г. Брайана Сингера, "Шестое чувство" 1999 г. М. Найта Шьямалана и др.
Кристофер Нолан же предлагает зрителям не пазл, а лабиринт. Не случайно лого созданной им впоследствии кинокомпании "Syncopy Inc." изображает лабиринт. Приводя в финале фильма зрителей к выходу из созданного им самим лабиринта, Кристофер Нолан вовсе не выкладывает перед зрителем полноценную собранную картинку пути. Он оставляет зрителя с возможностью самим решать, какие из поворотов на этом пути оказались тупиком, какие были шагом к выходу, а какие нужно было пройти не для того, чтобы продвинуться вперед, а чтобы вернуться правильной дорогой назад.
Успех "Помни" позволил Кристоферу Нолану добраться до крупных голливудских студий. Через 2 года он снимет "Бессонница" за 46 млн. долларов и завоюет доверие Уорнер Бразерс - компания выберет именно его для создания трилогии о Бэтмене с общим бюджетом более 500 млн. долларов. Успех в реализации этих проектов в итоге превратил Кристофера Нолана в представителя авторского мейнстрима - одно из немногочисленной группы режиссеров, получающих право снимать все что они хотят, получать на реализацию студийные бюджеты и неизменно приводить массового зрителя в кинотеатры. Ведь кино, которое снимает Нолан для сегодняшних зрителей - это то, что пропускать никак нельзя.
Смотрели "Помни" (Memento)? Делитесь впечатлениями в комментариях.