К шести-семи годам ребенок становится полноценным собеседником и общается на равных не только со сверстниками, но и со взрослыми. Не смотря на то, что его жизненный опыт еще довольно ограничен, в рамках знакомой темы он общается довольно свободно.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Именно теперь общение со взрослыми так необходимо ребенку. С ними можно обсудить причинно-следственные связи явлений, предметы, взаимоотношения с людьми.
Игра для шестилетки по-прежнему является главным занятием. В ней он поймет и усвоит новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, похожих на школьные уроки.
Для игр со сверстниками, а тем более, с детьми постарше, необходима речь. Именно развитая речь дает возможность наладить тесное взаимодействие и делиться эмоциями. В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации.
Особенности речи седьмого года жизни
Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее.
Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Могут полным и развернутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в четкую форму.
В норме, они не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.
В их речи почти не встречается грамматических ошибок. Они правильно произносят все звуки. Речь четкая, в словах правильные ударения. Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания, пользуясь междометиями и устойчивыми выражениями.
Уровень развития детской речи напрямую зависит от речевой культуры взрослых из его окружения. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие сравнения, она богата по содержанию. Если взрослые мягко исправляют ошибки ребенка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет правильной и яркой.
Словарный запас
Общий словарный запас семилетки насчитывает от 3000 до 5000 слов. Конечно, не все эти слова дети употребляют в повседневной жизни. Активный словарь несколько скромнее. При этом не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования их значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями.
Взрослые, которые окружают ребенка должны наполнить речь яркими образными выражениями, крылатыми фразами и афоризмами: «как с гуся вода», «спустя рукава», «как рукой сняло». Русский язык по праву считается одним из самых трудных, порою даже для его носителей. Но если превратить его изучение в веселую игру, научить исследовать механизмы получения слов, например, детеныш кошки - котен-ок, козы – козлен-ок; маленький сапог - сапож-ок, большой - сапож-ище; сам летает - самолёт, пыль сосет - пылесос, везде проходит - вездеход и т.д., тогда русский язык будет легким и интересным занятием.
Помочь ребенку овладеть этим богатством русской речи – важная задача родителей
Грамматический строй
Речь шести-семилетнего ребенка становится все совершеннее. Короткие предложения с простой структурой сливаются в сложные, например: «В выходные мы были в парке и кормили с руки белок и синиц». Не смотря на такой прогресс, в речи по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет друзьеёв», «много руковичков», «около домах».
Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «видели в кине».
Как правило, у ребенка есть природное «чутье родного языка», когда он может спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова.
Связная речь
Эта область детской речи стремительно развивается. Ребенок может самостоятельно пересказать историю, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, выразить словами эмоции и чувства.
Появляется и некое чувство предвидения, связанное с мыслительной деятельностью, когда ребенок может предугадать, что произойдет или могло бы произойти дальше, или продолжить начатую взрослым историю.
Достижение этого возрастного периода – объяснительная речь, когда требуется, например, донести сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий.
Фонетика
Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и четко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шепотную речь, широко используют интонацию.
Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:
- смазанное произношение слов и фраз, нечеткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;
- нечеткая дифференциация звуков на слух, когда ребенок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.
- неправильно поставленное ударение: звОнит – звонИт; взЯла - взяла;
Чему нужно уделить особое внимание
На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умению делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Это даст основу грамотному письму.
Недостатки речевого развития у детей седьмого года жизни
Не смотря на то, что речь семилетнего ребенка должна быть отточенным инструментом для коммуникации, в руки логопедов все больше детей этого возраста попадает к логопедам.
Проблемы, как правило выражаются:
1) в искажении звуков речи: сапка вместо шапка, гыба вместо рыба, вапата - вместо лопата и т.п.
2) нарушении слоговой структуры слов в ее разнообразных вариантах: радуга – рагуда, велосипед – висипед, парикмахер – памикрахер, регулировщик — легуровщик и т.п.
3) бедность словарного запаса, когда в речи почти отсутствуют сложные существительные, прилагательные, одни слова заменяются другими (примеры, набившие оскомину, когда лося называют ослом, чашку кружкой, цаплю аистом, юбку платьем, гольфы носками, кроссовки ботинками, готовит - варит, высокий - большой и т.д)
3) в предложения малопонятны часто отсутствуют предлоги, мысли никак не облекаются в ровные понятные высказывания.
Причины такого несоответствия речи возрасту ребенка могут быть разнообразными и углубляться в них здесь, пожалуй, нет никакого смысла.
Такие речевые проблемы станут серьезным препятствием к обучению чтению и письму. Поэтому ребенку потребуется квалифицированная помощь специалистов. Начать стоит с консультации логопеда, который, при необходимости, направит к другим специалистам, например, к неврологу, отоларингологу, дефектологу, психологу.
Как развивать речь ребенка седьмого года жизни
1. По прежнему, ребенок нуждается в постоянных разговорах с окружающими его взрослыми. Веселая болтовня, обсуждение событий дня и разговоры по душам способствуют всестороннему развитию.
2. Чтение и беседы о прочитанном, не смотря на умение многих читать, остается актуальным.
3. Разучивание скороговорок, пословиц, поговорок, стихов оттачивает чистоту речи и пополняет словарь.
4. Речевые игры по пути домой или в магазин приучат прислушиваться к речи, «Скажи наоборот» (белый, а наоборот черный, высокий, а наоборот, низкий) , «Третий лишний» (волк, собака, белка, а почему собака лишняя?), «Живое-неживое», «Скажи по-другому» и другие.
Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного обучения.