Семён и Василий, как и прежде, работали вместе, но дружеские отношения между ними несколько охладели: больше не было тёплых посиделок после трудового дня и задушевных бесед. Между мужчинами словно чёрная кошка пробежала. Вроде бы и причины особой не было, отношения детей - их личное дело. Но в воздухе витала какая-то недосказанность. Семён и Василий с детства дружили, поэтому в их жизни было всякое: споры, ссоры и даже драки в юности. Но, как правило, они быстро мирились и снова жили душа в душу. В этот раз оказалось всё иначе. Не было ни ссоры, ни спора, но дружеские отношения сошли на нет.
- Семён, давай поговорим! - предложил однажды после работы Василий.
Сосед молча пожал плечами и присел рядом.
- Мы с тобой всю жизнь были, как братья, - напомнил Василий. - Один день рождения на двоих, в один день сыграли свадьбы, наши жёны дружат много лет, даже отцами мы с тобой стали в один день. Неужели всё это закончится вот так... Я не меньше твоего хотел бы породниться через детей, но не могу же я заставить сына жениться на Танюшке!
- Да я всё понимаю, - признался сосед, - но дочку жалко. Она очень переживает.
- Может, не стоит лезть в их отношения? - предложил Василий. - Пусть дети сами решают, как им и с кем прожить свою жизнь! А мы можем лишь своим примером показать, что иногда дружба оказывается важнее любых других отношений.
Семён слушал друга и мысленно соглашался с каждым его словом. Немного помолчав, он протянул руку Василию. Мужчины крепко пожали руки и обнялись. Казалось, даже воздух вокруг стал чище и дышать стало легче.
- Ты прав! - согласился Семён. - Человек предполагает, а Бог располагает. Мы не вправе навязывать своим детям свои желания. Пусть они сами строят свою жизнь!
Пока мужчины выясняли отношения, подошли их жёны. Надя и Галя тоже переживали за детей, но они оказались мудрее своих мужей. Подруги продолжали поддерживать добрососедские отношения, не взирая ни на что. В этот вечер Соседи вернулись домой поздно. К своему удивлению, Василий и Надя обнаружили возле двери чемодан. Егор уже спал. Не дожидаясь утра, Надежда разбудила сына.
- Ты куда собрался? - спросила она его.
- В район, - сонным голосом ответил парень.
- С чемоданом?
Понимая, что мать так просто не уйдёт, Егор сел на кровати и сказал:
- Сколько можно сидеть в деревне? Хочу попытаться устроиться в районе, а там, может, и в город получится уехать.
- С чего это вдруг такие мысли? Уж не Катя ли надоумила?
- Катя, - признался он. - Я позвал её замуж, а она сказала, что не для того уезжала из своей деревни, чтобы вернуться в другую. Она мечтает жить в городе.
- А ты? Мне казалось, что тебе нравится сельская жизнь.
- Да, нравится. Но сюда я всегда успею вернуться. А пока хочу попытать счастье в районе. Автомеханики везде нужны.
- Ну, и правильно! - поддержал сына Василий, услышавший его разговор с матерью. - Нужно пробовать, пока молодой! Да и Тане будет проще тебя забыть. С глаз долой, из сердца - вон!
- Что ты такое говоришь, отец! - обратилась к нему Надя. - Дочь уехала, теперь - сын. Что мы будем делать здесь одни?
- Ну, что ты всполошилась, мать? - ответил Василий. - Дети выросли, хотят жить самостоятельно. И это правильно! А мы дождёмся внуков и будем им помогать. Пусть устраивают свою жизнь, как хотят!
Женщина тяжело вздохнула, но согласилась с доводами мужа. Наутро Егор уехал в район. Там он быстро нашёл работу по специальности. Ему даже выделили место в общежитии. Теперь у него было больше возможности чаще встречаться с Катей. Только Кате, казалось, это не особо было нужно.
- Ты живёшь в одном общежитии, я - в другом, - высказывала она Егору недовольным тоном. - И никаких перспектив!
- Ну, почему же никаких? - отвечал Егор. - Поженимся, может, комнату дадут. Встанем в очередь на квартиру...
- И к пенсии отпразднуем новоселье, - всё тем же тоном продолжила его фразу Катя.
- А у тебя есть другие предложения? - поинтересовался молодой человек. - Все так живут!
- А я не хочу, как все! - словно ребёнок, капризничала девушка.
Вскоре Егор начал замечать у Мани и Кати новую одежду, не такую, в какой ходило большинство женщин. Их вещи были красивые, модные. На вопросы Егора об их происхождении девушки поясняли, что у швейной фабрики сменилась концепция в связи с поступлением новых заказов. Кроме новой одежды у подруг появились деньги. Они не скрывали того, что им повысили зарплату. Всё это периодически настораживало Егора, но девчата были очень убедительны в своих объяснениях.
- Если есть женщины, которые хотят модно одеваться, и они согласны за это платить деньги, почему не помочь им? - спрашивала Катя. - Я умею хорошо шить, они готовы мне за это платить. Это нормально!
- Главное, чтобы это было законно, - ворчал молодой человек.
Катя и Егора несколько раз подбивала на дополнительный заработок.
- Ты весь день работаешь в автопарке за мизерную зарплату, - говорила она. - А потом до ночи помогаешь соседям чинить их машины. А они даже "Спасибо!" не всегда говорят.
- И что ты предлагаешь? Брать с них плату? - не веря своим ушам, спросил Егор.
- А почему бы и нет? Любой труд должен оплачиваться!
Егор знал, что никогда не попросит с соседа или товарища деньги за помощь, поэтому надеялся, что и Катя это поймёт и успокоится.
Через год Катя всё же согласилась выйти замуж за Егора. За это время его родители смирились с выбором сына и приняли невестку. Танюшка тоже перестала страдать. Она заставила себя посмотреть на соседа с другого ракурса.
- Лучше остаться надёжными друзьями, чем стать совершенно чужими людьми! - сделала она для себя вывод.
Теперь ей стало легче дышать. Она перестала себя жалеть и посмотрела вокруг. Как оказалось, кроме Егора, в их селе было немало хороших парней. И некоторые из них были готовы встречаться с Таней.