Заклинатель змей, это одна из самых древнейших профессий в Индии. Думаю многие смотрели мультфильмы или фильмы, где присутствовали представители этой древнейшей профессии. Облаченный в красивое одеяние мужчина, чаще всего это бородатый старец, играющий на духовом музыкальном инструменте.
Старец сидит в положенной позе, а перед ним изящными движениями двигается змея. Для лучшей зрительской восприимчивости, змея должна быть устрашающей и пугающей. Издаваемые таинственным музыкантом звуки, заставляют змею двигаться в такт музыке или как будто в едином танце с музыкантом, изящно двигаться. При этом, зрителя буквально завораживает вид музыканта, его необычный музыкальный инструмент и необычное магическое действо, происходящее прямо на глазах. Но между тем, за всем таинством, скрывается вполне себе стандартная процедура дрессировки змей.
Змеи глухи в нашем понимании. Да, природа обделила эти прекрасные создания ушами, но между тем звук они могут воспринимать по средством вибрации. Помимо других органов чувств, что делают змей хорошими охотниками, змеи не могут полностью воспринимать звук, так как это делаем мы. У рептилий есть едва ли не полный аналог нашего внутреннего уха с его обычными слуховыми косточками и волосковыми клетками, но без барабанной перепонки. Вместо этого их внутреннее ухо подсоединено к челюстной кости. Челюсть воспринимает вибрации с поверхности земли и передает их внутреннему уху — так змеи и слышат.
Тогда возникает вопрос, как змеи, которые не могут воспринимать звук, также как это делают люди, могут подаваться соблазну и «плясать под дудку» змеелова? Ответить на этот вопрос можно, если предположить как именно дрессировщики заставляют других представителей животного мира выполнять команды. Зачастую методы носят достаточно суровый и жестокий характер. Случай с рептилиями не стал исключением. Предположительно существуют две методики, которые по наполненности смысла похожи друг на друга. Так, по одной из методик, опытный змеелов – факир, прекрипляет к своему музыкальному инструменту палку, которая, в свою очередь представляет опасность для рептилии.
В момент воспроизведения звука, музыкальным инструментом, змеелов-факир в такт музыки делает плавные движения в сторону змеи. Последняя же, реагирует на такие движения как на предстоящую угрозу и уварачивается, как бы выбирая удачную позицию для обороны или атаки. Таким образом, для зрителя создается впечатление совместного танца змеелова и рептилии. Стоит отметить, что казалось бы разоблачение на лицо, в тоже время профессия укротителя змей, является опасной. Рептилии носят реальную угрозу для человека и такие игры словно танец со смертью, могут окончиться печально. Второй же способ, заставить рептилию двигаться по велению музыканта, заключается в подготовительном этапе. Рептилия-змея может не воспринимать палку как угрозу, в связи с чем, дрессировщиком намерено заранее наносятся удары по рептилии, как бы заставляя ее запомнить угрозу. Таким жестоким способом, змея выглядит наиболее агрессивно на фоне работы на публике. Неподдельная агрессия вызывает у зрителей еще большее умиление, хотя цена этих эмоций непостижимая жестокость по отношению к творениям природы.