Найти тему
Морская коллекция

Цзяннаньский арсенал. Военно-промышленный хребет империи Цин

Оглавление
Управление Цзяннаньской судоверфи
Управление Цзяннаньской судоверфи

При Ханьском Дворе лишь пройдохи имеют чины,
На Облачной Башне не видно героев войны.
Как горько, что тот, кому покорился скакун,
За смелость снискал одно серебро седины...
Чэнь Цзыань (661—702)

Под стенами недвижного Китая проходили тысячелетия, менялись династии, иногда приходили с севера суровые завоеватели и захватывали страну, но через пару-тройку веков растворялись в безбрежном китайском море, а учение Конфуция оставалось основной многосотмиллионного общества. Для китайцев Поднебесная была и есть центр мира, свет которой освещает все соседние народы. Действительно, Корею, Японию, Вьетнам невозможно представить без китайского влияния.

Казалось, ничего не сможет поколебать полусонную неподвижность гигантской державы, в начале 19-го века являвшейся первой экономикой мира, 20-30% мирового ВВП.

Захватившие в 1644 году Китай очередные северные кочевники, манчжуры, основали новую императорскую династию Цин и приступили к почиванию на лаврах, ибо конкурентов и серьезных врагов в окрестностях не просматривалось. Единственным раздражителем для китайских властей было распространение христианства, которое достаточно легко побеждало традиционные верования. Все бы ничего, но отбивая души у даосизма и конфуцианства, европейские миссионеры одновременно уменьшали законопослушный электорат у императорской власти. Для китайцев-христиан "Сын Неба" уже не представлял никакого сакрального смысла. Новообращенные христиане стали питательной почвой для различных восстаний и мятежей.

Имперская бюрократия решила вопрос просто-контакты с иностранцами были ограничены торговыми факториями Кантона, а от морского флота дальнего плавания китайцы отказались еще раньше.

Внутренняя стабильность была законсервирована еще на полтора века. Однако коммерческие интересы британского империализма вскрыли китайскую скорлупу самоизоляции как консервным ножом. Сверхприбыльная схема торговли по обмену бенгальского опиума на китайское серебро, чай и фарфор препятствий не терпела.

Немногочисленные британские отряды легко громили многотысячные отряды цинской армии, современные корабли десятками топили традиционные джонки императорского флота. Первая опиумная война закончилась сокрушительной победой колонизаторов. В обмен на серебро в Китай хлынул опиум, количество наркоманов увеличилось до десятков миллионов. Параллельно работали христианские миссионеры, их паства также расширилась до десятков миллионов.

В 1850 году посеянное взошло, на юге империи вспыхнуло грандиозное восстание тайпинов, подавить которое удалось лишь через полтора десятилетия при массированной западной военной помощи. Пользуясь ситуацией, Англия и Франция начали Вторую опиумную войну, добившись еще больше уступок и открыв весь Китай для Запада.

Критическое состояние империи стало очевидно для правящих кругов империи Цин. К тому же во время войны с тайпинами манчжурскую аристократию значительно потеснили выходцы из ханьцев, благодаря которым и удалось справиться с восставшими. Именно армии ханьских провинциальных аристократов, организованные по западному образцу и вооруженные западным оружием, остановили и разгромили тайпинов. При цинском дворе эти заслуженные военачальники составили партию реформаторов.

Возглавил их принц Гун, брат нового императора. В империи в 1862 году было провозглашено «движение самоусиления», развитие военной промышленности для перевооружения армии и защиты Китая от колониальных устремлений западных держав.

Великий князь Гун
Великий князь Гун
При всестороннем исследовании политики самоусиления становится очевидным, что главным в ней является подготовка войск, а подготовку войск необходимо начинать с производства оружия. Князь Гун

Еще в 1844 году Вэй Юань подготовил теоретическое обоснование новой политики, которая должна была организовать строительство арсеналов для производства современного оружия, верфей для сооружения паровых судов, реорганизацию армии, учреждение организаций, предназначенных для сбора сведений о западном мире (включая переводы иностранной литературы), реформу системы подготовки офицеров армии и флота.

При этом превосходство конфуцианской идеологии не подвергалось сомнению: «восточное учение — основное; западное учение — прикладное».

"Самоусиление" наиболее активно продвигалось там, где контакты с западной цивилизацией были наиболее развиты. Например в Шанхае, где западные коммерсанты занимали уже целые кварталы.

В 1863 года вернувшийся из США Жун Хун (Юн Вин или Ронг Хонг) во время отчета Цзэн Гофаню предложил построить в Китае машиностроительный завод. Идея понравилась, Цзэн Гофань собрал 68 000 лян (таэлей) серебра и поручил Жун Хуну закупить в США необходимое оборудование.

С другой стороны, Ли Хунчжан еще во время подавления восстания тайпинов построил для своей армии заводы по производству стрелкового оружия, такие как Шанхайское морское артиллерийское бюро (под руководством Хань Дяньцзя), а также Songjiang Xiyang Artillery Bureau, Anqing Nei Ordnance (арсеналы в Сучжоу и Аньцине). Заручившись поддержкой у правящих регентов, Ли Хунчжан выкупил все заводское оборудование у американской компании Qiji Iron Works в Хункоу рядом с Шанхайской концессией за 60 000 лян серебра и переместил все свои заводы на этот участок. Было выкуплено и оборудование американской компании «Thomas Hunt and Company» из Шанхая.

Сюда же установили машины, приобретенные Жун Хуном. Все это 20 сентября 1865 года было объединено в «Цзяннаньское главное бюро по производству механизмов» ( 江南機器製造總局, Jiāngnán Jīqì Zhìzào Zǒngjú), известное впоследствии как «Цзяннаньский арсенал». Главным менеджером завода стал Дин Ричан.

По настоянию руководства Шанхайской концессии, настойчиво попросившего убрать военное производство подальше от нейтральной и мирной территории концессионеров, в 1866 году Ли Хунчжан купил для арсенала землю недалеко от Чэньцзягана.

Цзяннаньский арсенал стал одним из крупнейших арсеналов Цинского Китая. Им руководили такие видные реформаторы как Цзэн Гофань, Цзо Цзунтан, Чжан Чжидун, Дин Ричан, а "крышу" на имперском уровне ему обеспечивал сам Ли Хунчжан. Инженерно-техническим управлением на арсенале занимались в основном европейцы и американцы. Например, первый главный инженер Т.Ф.Фоллс был американцем. Кроме заводов в состав арсенала входили школа иностранных языков ( создана в 1863 году, с 1869 года включена в структуру арсенала), бюро переводчиков и техническая школа. В 1869-1907 годах здесь было переведено 160 книг по военной науке и технике, а также книги по географии, экономике , политике, истории и т. д. Считается, что здесь делали лучшие во всей империи переводы.

Общая карта Шанхая
Общая карта Шанхая
-4
изображение Цзяннаньского арсенала
изображение Цзяннаньского арсенала
план цзяннаньского арсенала
план цзяннаньского арсенала

Производственное бюро Цзяннаня использовало труд тысяч рабочих, как маньчжуров, так и ханьцев, для обслуживания станков. Заработная плата этих относительно квалифицированных рабочих в то время в 4-8 раз превышала заработную плату простого кули в обычных городах. Они явились первыми квалифицированными представителями китайского рабочего класса.

Цзяннаньский арсенал был самым крупным из китайских арсеналов и имел среди них самый большой бюджет. Около 250 тысяч лян было потрачено на его создание, кроме того на арсенал пошли средства из военных расходов на Хуайскую армию. С 1867 года Цзэн Гофань добился выделения на нужды арсенала 10% таможенных доходов от Шанхайской таможни. С 1869 года процент был увеличен до 20, что составляло не менее 400 тысяч лян в год.

В 1890 году было закуплено дополнительное сталеплавильное оборудование и основан сталеплавильный завод.

В послужном списке Цзяннаньского арсенала постройка первого в Китае парохода Huiji «Хуанху» (с деревянным корпусом, проект Арсенала в Аньцине, водоизмещение 25 тонн, длина 17 метров, скорость 6 узлов, стоимость 8000 лян) для гражданского судоходства (1868) и первое производство стали для гражданских нужд (1891).


После реконструкции дока Цзяннань первоначальный глинобитный док был расширен и преобразован в деревянный. После расширения размеры дока: 117,3 м в длину, 22,9 м в ширину и 7,47 м в глубину.

В 1875 году в Цзяннань фирмой Messrs John Bourne Co. Ltd был командирован английский инженер Джон Ренни для переоборудования арсенала под строительство стальных кораблей. Ренни проработал на арсенале до 1883 года.

Он спроектировал и построил первый китайский броненосный корабль-канонерскую лодку «Цзиньоу».

-7
-8

Jiangnan Machinery Manufacturing Bureau в то время было крупнейшим арсеналом в Восточной Азии. Здесь была изготовлена первая китайская серийная винтовка и первая современная пушка.

Арсенал производил достаточно широкий ассортимент огнестрельного оружия и боеприпасов к нему: игольчатое казнозарядное ружье калибра 15,9 мм (длина 2445 мм, вес 13,2 кг, вес свинцовой пули 23 грамма); игольчатую винтовку Ремингтон (США, 1865), с 1867 по 1883 год производственное бюро Цзяннань произвело более 25 000 таких винтовок и 717 карабиновок, около 3 500 винтовок в год; винтовки Маузер (1866) обр. 1871 г., в 1883 году выпущена первая партия в 12 единиц; винтовки Quick Rifle китайской разработки, созданной в 1891 году на основе винтовок Манлихера, Ли Медфорда и, скорее всего, Мартини-Генри.

В 1891 году сделали 6 экспериментальных винтовок, а испытания 1892 года установили, что опытные образцы «равны немецкому Новому Маузеру, а его скорость и дальность были даже выше, чем у Манлихера». Однако низкое качество стали и отсутствие современного оборудования для изготовления патронов привели к тому, что мощность винтовок оказалась крайне низкой и Бэйянская армия стала вооружаться в основном импортными образцами.

Перевозка оружия в Kiangnan Arsenal в Шанхае
Перевозка оружия в Kiangnan Arsenal в Шанхае

Точной и подтвержденной информации о производстве арсеналом артиллерийских орудий найти не удалось. Есть только упоминания об испытаниях отдельных образцов и сведения о серийном производстве нескольких моделей пушек.

В 1874 Цзяннаньский арсенал освоил выпуск 12 фнт MLR орудий, в 1878 испытывались 40 фнт. До 1889 года выпускались 7 и 8 -дюймовки, затем их сменили 9 дм пушки для береговой обороны Янцзы. В 1886 году испытывалось 8-дюймовое орудие из английской стали.

В середине 1893 года на испытания представлено 120 мм скорострельное орудие Цзиннаньского арсенала. Возможности завода по их выпуску не превысили 12 штук в год.

По неподтвержденным данным на счету арсенала к 1906 году четыре 305 мм орудия (типа Круппа, 50 тонн BL), две 8-дм BL, две 9,2 дм BL, тридцать 9 и 9,2 дм орудий, несколько 8 дм, тридцать 152 мм (6 дм) QF, более пятидесяти пяти 120 мм( 4,7 дм) QF и сто пятьдесят горных 75 мм орудий.

В целом качество произведенного Цзиннанем вооружения оценивается как низкое. От винтовок цзиннаньского производства отказалась даже собственная Хуайская армия Ли Хунчжана. К тому же из-за небольших партий и полукустарного производства стоимость "отечественных" винтовок была выше импортных. Примерно так же дело обстояло и с судостроением. После первого парохода в 1868 году было построено еще несколько штук, но строили их медленно, а себестоимость превышала покупку импортных (например, британских) судов примерно вдвое.

Себестоимость китайской продукции всегда была выше из-за: 1. импортного сырья; 2. высокой зарплаты рабочих в связи с дефицитом квалифицированных кадров; 3. высоких ставок по кредитам; 4.раздутого штата, в основном за счет коррупции; 5. Количество чиновников, руководящих процессом, за десятилетие выросло более чем вдвое.

 внешний вид арсенала с протоки Хуанпу по "Шэньцзян шэнцзин ту" (申江勝景圖, 1884)
внешний вид арсенала с протоки Хуанпу по "Шэньцзян шэнцзин ту" (申江勝景圖, 1884)
-11

-12
Производство винтовок
Производство винтовок
-14

-15

Развертывание масштабного производства требовало огромных расходов, особенно в судостроении, а результат предсказуемо первоначально был скромен. В 80-х годах Ли Хунчжан, разочаровавшись в отечественной промышленности, основные корабли строит за границей, а доки в Шанхае простаивают.

В 1904 году губернатор Лянцзяна Чжоу Фупо, после осмотра огромного убыточного предприятия, предложил идею «разделения бюро и доков». В 1905 году судостроительный отдел Производственного бюро стал самостоятельным предприятием Цзяннаньская верфь и был передан Адмиралтейству. Флот решил возродить верфи и нанял главным инженером британского подданного Мао Гэня. После Синьхайской революции 1911 года верфь Цзяннань сохранила юрисдикцию Адмиралтейства. В 1912 году она было переименовано в Jiangnan Shipbuilding Works, также известный как Kiangnan Dock and Engineering Works.

В 1915 году док верфи Jiangnan Shipyard был снова расширен, длина увеличена до 169,5 метров, это был первый сухой док в Китае, способный принимать суда водоизмещением 10 000 тонн.

В 1917 году производственное бюро Цзяннань было переименовано в Шанхайский арсенал.

-16
сталеплавильный цех мощностью 15 тонн стали в смену
сталеплавильный цех мощностью 15 тонн стали в смену

С 1919 по 1921 год верфью было построено и продано в США четыре 10 000-тонных транспортных корабля: «Гуаньфу», «Тяньгуо», «Ориентал» и «Катай». В 1920-х годах на Цзяннаньской судоверфи было построено 6 («Гуам», «Тутуила», «Пэнэй», «Оаху», «Лусон» и «Минданао») новых речных канонерок для Патруля Янцзы Азиатского флота США.

Речная канонерская лодка "Guam"для Патруля Янцзы Азиатского флота США
Речная канонерская лодка "Guam"для Патруля Янцзы Азиатского флота США

После того, как во время Северного похода Национальная революционная армия (Гоминьдана) 23 марта 1927 года вошла в Нанкин, верфь Цзяннань перешла под юрисдикцию Нанкинского национального правительства и была переименована в верфь ВМС Цзяннань .

Морские часы , изготовленные шанхайским производственным бюро Цзяннань, выставлены на маяке Байшацзя
Морские часы , изготовленные шанхайским производственным бюро Цзяннань, выставлены на маяке Байшацзя

В январе 1931 года Управление авиастроения Управления судоходства Мавэй было объединено с верфью Цзяннань вместе с оборудованием и персоналом.

В 1933 году началось строительство третьего сухого дока Jiangnan Shipyard, которое было разделено на две очереди. Первый этап проекта по открытию дока длиной 114,3 м, шириной 27,13 м и глубиной 7,92 м был завершен в октябре 1934 года; второй этап проекта должен был увеличить длину сухого дока на 300 футов и ширину на 11 футов.Проект завершился в апреле 1936 года, а общая длина третьего дока составила 205,7 метра, ширина 30,48 метра и 7,92 метра в глубину. Это был самый большой док в Китае в то время.

В 1932 году, после начала конфликта с Японией, завод был вынужден приостановить работу, по соглашению о перемирии Шанхай был демилитаризован, а арсенал закрыт. Оборудование для выпуска артиллерии было передано Ханьянскому арсеналу и Цзиньлинскому арсеналу. Сталелитейное оборудование долго простаивало, производство возобновилось после начала войны с Японией в 1937 году. Но ненадолго.

После начала войны судоверфь была эвакуирована в Чунцин, где стала работать как «Чунцинская судоверфь». Часть машин передали на хранение в Шанхайскую концессию (иностранный сеттльмент в городе). После оккупации Шанхая японцами мощности Арсенала, оставшиеся в Шанхае, были объединены с судоверфью, в 1938 году переименованы в Шанхайский завод производственного отдела Асахи и переданы группе Митсубиси.

После капитуляции японской армии в 1945 году завод был возвращен Гоминьдану и сохранил название «Военно-морская верфь Цзяннань».

В последние дни Второй мировой войны доки Kiangnan Dock and Engineering Works использовались для ремонта кораблей ВМС США.

Во время битвы за Шанхай в 1949 году гоминьдановцы перед отступлением подорвали основное оборудование Цзяннаньского судостроительного завода. 25 мая 1949 года его территория была освобождена НОАК. В 1949 году коммунисты полностью выбили с материка Гоминьдан и американцев, 1 октября была образована КНР.

В 1953 году Цзяннаньскую судоверфь переименовали в «Цзяннаньский судостроительный завод» (Jiangnan Shipyard). После 1964 года в рамках плана по повышению безопасности стратегических объектов промышленности завод перевезли снова в Чунцин. Потом вернули, но в Чунцине осталось две дочерних верфи предприятия.

Цзяннаньский судостроительный завод являлся одним из приоритетных предприятий страны, он получал достаточное финансирование и первоочередное внедрение инноваций. Здесь появился первый в Китае десятитысячетонный гидравлический пресс, были построены первое трансокеанское грузовое судно, первое океанское научно-исследовательское судно, первый нефтеналивной танкер, первый морской железнодорожный паром.

В 1974 году здесь было завершено производство одной из трех первых произведенных подводных лодок класса «Минг» ( списана в 1980-х годах). Две подводные лодки класса Song были спущены на воду в 2004 году на этой верфи и должны были быть завершены к 2005 году. В 1970- 1979 годах строительство подводных лодок в Цзяннани оставалось на уровне не менее двух Romeo в год. Помимо одного Ming , с начала 1960-х годов здесь было построено не менее 38 Romeo. Последний Romeo был спущен на воду в начале 1980 года.

В 1996 году завод (Jiangnan Shipbuilding Co., Ltd.) стал подразделением Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC).

До 2009 года компания располагалась к югу от центра Шанхая по адресу: Gaoxing Road, 2 ( 31°11′49″N 121°28′59″E ). Потом территорию завода передали под Expo 2010. Верфь была перенесена на остров Чансин в устье реки Янцзы к северу от городского Шанхая. ( 31°21′14,81″ с.ш. 121°44′14,69″ в.д. ).

Верфь строит, ремонтирует и переоборудует как гражданские, так и военные корабли. Основная продукция верфи: газовозы , автовозы , танкеры для сырой нефти , балкеры Panamax , сухогрузы Handymax , сухогрузы, подходящие для озер, многоцелевые грузовые суда и быстроходные контейнеровозы.

По западным источникам на старой верфи работало около 10500 человек, использовались два стапеля в 35 и 80 тысяч тонн дедвейта длиной 242,4 и 275 метров и три сухих дока на 3, 25 и 80 тысяч тонн.

Новая верфь на острове Чонсин-крупнейшая в мире, построена в 2003-2015 годах с годовой мощностью судостроения в восемь миллионов тонн.

Авианосец «Фуцзянь»
Авианосец «Фуцзянь»

Lanzhou (170)  эсминец Type 052C
Lanzhou (170) эсминец Type 052C
Yuanwang 2 в гавани Вайтемата , Окленд , Новая Зеландия
Yuanwang 2 в гавани Вайтемата , Окленд , Новая Зеландия
-23
Новая верфь
Новая верфь

2019. Помимо строящегося авианосца Тип 003 на китайской верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае строятся 15 надводных боевых кораблей для ВМС НОАК (эсминцы проекта 052D и эсминцы проекта 055).
2019. Помимо строящегося авианосца Тип 003 на китайской верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае строятся 15 надводных боевых кораблей для ВМС НОАК (эсминцы проекта 052D и эсминцы проекта 055).
-26
-27
-28

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам