На пресс-конференции, состоявшейся после встреч глав Армении, Азербайджана и России, Владимира Путина спросили, будет ли указ о завершении частичной мобилизации. Путин ответил, что посоветуется с юристами — нужен такой документ или нет.
Выяснилось, что не нужен. Дмитрий Песков заявил: «Имеется в виду, нужен ли указ после окончательного заявления министра обороны Сергея Шойгу о завершении частичной мобилизации. Президент сказал, что он посоветуется с юристами, правовиками. Сообщаем: указ не нужен. Соответственно, точка поставлена. Частичная мобилизация завершена». В том же духе высказались чины Минобороны, сенатор Андрей Клишас и другие властные спикеры.
Однако возникли сомнения, тем более что недавняя история учит сомневаться. О том, что никакой мобилизации не будет вообще, власти заявляли несколько раз.
Известный юрист Павел Чиков в частности заявляет: «Указа президента о завершении мобилизации не будет. Это было понятно с самого начала.
Закон о мобилизации дает полномочие президенту издать указ об объявлении общей или частичной мобилизации. Условие ее объявления — агрессия или непосредственная угроза агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ.
Окончание мобилизации ничем не предусмотрено. Термина «демобилизация» российское законодательство не знает. В законе оно названо увольнением с военной службы (по различным основаниям) и отнесено оно к компетенции командира войсковой части.
Но в этой логике есть изъяны: в Указе президента о частичной мобилизации не указано, с какого момента или события он перестает действовать.
Основание объявления частичной мобилизации — а именно «агрессия или непосредственная угроза агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ», как их понимают российские власти — не отпало. Вооруженный конфликт продолжается.
Прекращение мобилизации лишит власти возможности без нового указа инициировать последующие мобилизационные мероприятия, если они понадобятся.
Как надолго мобилизованные сотни тысяч военнослужащих отправлены в войска, на три, на шесть, на девять месяцев или на год, неизвестно и ничем не определено.
Может ли президент издать указ о завершении мобилизации? Конечно, да. Нет для этого препятствий в законе. Может ли министр обороны издать приказ о завершении мобилизации? Конечно, нет. Мобилизация затрагивает не только полномочия Минобороны, но также Правительства РФ и региональных властей. Указ о завершении частичной мобилизации успокоил бы публику, но это вряд ли входит в планы властей».
Теперь об истории вопроса. В Российской Федерации эта мобилизация первая. В СССР мобилизация была объявлена 22 июня 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР. Следующие этапы мобилизации объявлялись уже постановлениями Государственного комитета обороны.
Демобилизация же началась с закона СССР от 23 июня 1945 «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии», и проводилась серией указов Президиума Верховного Совета СССР.
Но в целом все было спокойно, комментарии юристов читают далеко не все, а тут сам президент объявил о завершении мобилизации. Но одновременно стало известно, что наши депутаты думают иначе и действуют в прямо противоположном направлении. Об этом сообщили «Известия».
Источники издания в Государственной думе рассказали, что в ближайшее время депутаты и сенаторы от «Единой России» внесут в нижнюю палату парламента поправки в УК, подразумевающие наказание для уклонистов от мобилизации в виде штрафа до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до пяти лет. Авторы законопроекта пояснили, что речь в документе не идет о сегодняшней частичной мобилизации как таковой. То есть были все основания полагать, что депутаты готовятся к новым этапам частичной мобилизации. Иначе зачем принимать закон, усиливающий ответственность за уклонение от завершенной мобилизации?
Среди авторов — главы комитетов по обороне Совета Федерации и Госдумы, руководитель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, а также его заместители.
Как это ни представляется странным, у инициативы нашлись оппоненты из числа самих депутатов. Но, надо заметить, что возможность новых этапов мобилизации они не отрицают. Член фракции КПРФ Николай Харитонов уточнил, в этом вопросе надо «действовать убеждением, чтобы люди понимали, почему им нужно принимать участие в военных действиях. Необходимо, чтобы граждане участвовали в мобилизации сознательно». Против высказался депутат от СРЗП Олег Нилов: «Прежде чем усиливать ответственность, нужно разобраться, почему такой бардак устроили военкомы и наши призывные комиссии». Поддержал коллег и лидер «Новых людей» Андрей Нечаев.
Странно – в нашем парламенте все законы, касающиеся СВО, принимаются при полном единогласии. И вдруг Дума становится, простите, местом для дискуссий.
Представляется, что важные законопроекты, в том числе все документы о СВО придумываются совсем не в Думе, а в Кремле. Видимо, на каком-то этапе там просчитали, что нужно усилить ответственность за уклонение от мобилизации. Но спохватились, не стали излишне пугать народ, и в Думу полетело противоположное по смыслу указание.
Практически тут же появился совместный комментарий председателя комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова и председателя комитета по безопасности Василия Пискарева (обоих «Известия» называют авторами поправок в УК): «Инициатива о введении ответственности за уклонение от военной службы в период мобилизации, действительно, рассматривалась в самом начале объявления частичной мобилизации. Целью ее было - выровнять ответственность за уклонение между призывниками и мобилизуемыми гражданами. На сегодняшний день частичная мобилизация завершена. Данная инициатива утратила свою актуальность».
Конечно, можно обвинить во всем «Известия», дескать, они опубликовали новость трехнедельной давности. Но что-то подсказывает, что журналисты не ошиблись. Ну бывает так, сначала инициатива кажется очень важной, а к вечеру утрачивает актуальность.