Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, октябрь 2022.
Мы празднуем день памяти святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России, священномученика. Великий светоч российского православия прославился и сподобился мученического венца в условиях первой смуты (первой гражданской войны). Ныне Россия снова переживает смуту. Родился он около 1530 года. Предание называет родиной патриарха Казань, по всей вероятности, места близкие к Казани. До 1552 года Казань — татарский город и как раз в этот момент очень недружелюбный к православию, что и привело в конечном итоге к падению Казани и присоединению Казанского царства к державе Российской. Происхождением он был то ли посадский человек, то ли выходец из семьи белого духовенства, низших священнослужителей. Во всяком случае его родственники были и священники, и люди посадские. По всей вероятности, он был весьма и весьма незнатен. Первые определенные известия мы встречаем под 1579 годом. По его собственному указанию в это время примерно 50-летний Гермоген был священником при Гостинодворской церкви в Казани. В этом качестве он пробыл недолго, но интересно, что был белым священником до того, как начал свой монашеский путь. Пострижение он принимает только в 1587 году, видимо, в Чудовом Кремлевском монастыре Москвы.
Гермоген был человеком весьма и весьма ученым. Известны ученые и даже литературные труды святителя. Он написал одну из версий «Сказания о благоверных Петре и Февронии Муромских». Кстати, это творение Гермогена издано, и вы можете прочитать его в книге «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Есть еще одно интересное косвенное указание на исключительную ученость святителя. Ему был чрезвычайно близок один из ученейших людей тогдашней России и тоже наш русский святой Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевский. Дионисия и на архимандритский пост ставил Гермоген. И впоследствии Дионисий был весьма согласен с Гермогеном как один из авторов патриотических посланий к мобилизации всех русских сил на освобождение Русской земли.
Затем мы видим, как 13 мая 1589 года святитель возводится на Казанскую кафедру. Надо сказать, что в 1589 году было учреждено патриаршество в России. Следовательно, Гермоген открывает список митрополитов Казанских, тогда Казанских и Астраханских. У него была самая тяжелая кафедра, она окормляла тогда новоприсоединенные земли, населенные тогда в большом количестве и мусульманами, и тогда еще язычниками марийцами, которых тогда называли черемисами.
Начинается Смута. Она застает его на Казанской кафедре. В качестве Казанского митрополита он противостоит первому самозванцу Лжедмитрию Первому, который стремился жениться на Марии Мнишек и сближался с римо-католиками. По всей вероятности, католическим агентом Лжедмитрий не был. Для того он был слишком крупной фигурой. Скорее всего, он был религиозно индифферентен. А религиозно индифферентный человек, то есть безразличный в выборе веры часто бывает гораздо страшнее безбожника, ибо он один из тех, кого тайнозритель Иоанн Богослов в Апокалипсисе называет «теплыми», «бесцветными», теми, кто может принести наибольшее зло в этой жизни.
Гермоген решительно противостоит заключению брака Русского царя (таким полагали тогда Лжедмитрия, его именовали царем Дмитрием) с католичкой без полноценного ее воссоединения с православием. Гермогена поддержал преосвященный Иосиф Коломенский, поддержали многие священнослужители. Самозванец грозил Казанскому святителю, но не успел выполнить своих угроз, и Казань для него была слишком далека.
Постепенно самозванец терял реальную власть. После низложения и убийства самозванца встал вопрос о патриаршестве. Естественной кандидатурой был самый твердый из тогдашних архиереев — Гермоген Казанский. Но был жив низложенный самозванцем патриарх Иов. И Гермоген отказывается принять патриаршество при жизни законного патриарха. И только грамота одного святого другому, первого патриарха второму, разрешительная грамота Иова, дает Гермогену совершенно законное право на занятие патриаршей кафедры. Мы очень много могли бы рассказать о Гермогене патриархе, но отметим основные вехи. В качестве патриарха он стремится укрепить государство. Он противостоит попытке низложения царя Василия. Значит он был сторонником Василия Шуйского? Весьма маловероятно. Просто святитель понимал, что если опустеет царский трон, то вместо многовластия на Русской земле наступит безвластие.
Когда родилась идея избрания королевича Владислава, сына Польского короля Сигизмунда на русский трон, Гермоген возражает, но по составлении документа об избрании дает свое согласие, ибо нету ничего дурного в избрании иноземца на царский трон, так бывало со многими народами. И дальнейшее зависит от самого народа. Если народ тверд в своем отношении к вере, культуре и родине, любой иноземец будет главой правительства, государства, монархом, действующим в интересах этого народа. Смотрите сами. Разве мы не с иноземной династией вступаем в историю? И разве мало русских святых из этой иноземной по происхождению династии Рюриковичей? Или другой пример — Англия, самая благополучная страна современной Европы. Нам бы учиться у них многому. Любой англичанин просто не понял бы правительства, которое действовало бы не в интересах Англии. Для них это настолько органично, что никто в этом даже не видит английского национализма, он естественен. Англичанин невидим как националист, потому что ненационалистов среди англичан, к счастью для Англии, просто не встречается. А между тем Англия уже очень давно не видела монарха-англичанина. Одна за другой в истории правили только иноземные династии: франко-норманы Плантагенеты, валлийцы Тюдоры, шотландцы Стюарты, а сейчас в Англии правит Ганноверская династия, из чего отнюдь не следует, что Великобритания порабощена Германией.
Акт избрания требовал принятия православия королевичем, принятия царского венца только в Успенском соборе Кремля и только из рук святейшего патриарха Гермогена. При выполнении этих требований, естественно, не было бы препятствия к избранию этого иноземного принца, тем более что с его избранием автоматически заканчивалась польская интервенция. Ведь не мог же в самом деле Сигизмунд воевать с государством своего сына. Но царевич не ехал в Москву. Видимо, большого прицела тут не было. Скорее всего, Сигизмунд, не великого ума правитель, медлил с избранием и венчанием сына, надеясь до того захватить осажденный им русский город Смоленск, а потом явочным порядком удержать его за Речью Посполитой. И тогда из Троицкого монастыря по всей Русской земле пошли грамоты с призывом к созданию Второго земского ополчения, православного ополчения, которое должно было освободить землю от захватчиков. И не только православные начинают примыкать к ополчению. Казанский приговор о создании ополчения, то есть на кафедре, которую еще недавно возглавлял Гермоген, подписан не только русскими служилыми людьми, посадскими, горожанами, но и служилыми татарами, мурзами и царевичами, и вождями горной и луговой черемисы.
Вот где мы видим с вами и умение русского народа жить с другими, а также достоинства великих казанских святителей Гурия, Германа, Варсонофия, Гермогена. В самом деле, прошло всего полвека, как татарские земли были присоединены к России. И если бы русские были врагами татар, тогда законным правом татар было бы ударить в спину русским, когда русские испытывают затруднение. Но вместо того казанские татары садятся на коней и едут освобождать Москву в ополчении Минина и Пожарского. Вот такие были времена.
От Гермогена требуют, чтобы он остановил рассылку этих грамот, чтобы он запретил это руководству Троицкого монастыря. Это тогда архимандрит Дионисий и знаменитый историк келарь Авраамий Палицын (Пальцын). Гермоген отвечает вопросом о времени прибытия Владислава для принятия крещения и венчания. Никто гарантий дать ему не может. «А тогда, — ответил святитель, — пусть король даст своего сына на Московское государство и выведет всех своих людей из Москвы, пусть королевич примет греческую веру. Если вы напишите такое письмо, то я к нему руку приложу и вас благословлю на то же. А чтобы так писать, что нам всем надо положиться на королевскую волю, я и сам того не сделаю и другим повелеваю не делать. Но если не будет выполнения договора, — говорит далее святитель, — если королевич воцарится, да веры единой с нами не примет и людей королевских не выведет из города, то я всех тех, которые уже крест ему целовали, благословлю идти на Москву и страдать до смерти».
После того сначала стремились привести святителя к послушанию заточением под арест. И наконец, не решаясь пролить патриаршую кровь, его уморили голодом. Святителя Гермогена с нами не стало. Он покинул земное свое отечество ради отечества небесного. Но уже сложилось ополчение, хотя не было в России царя, не было боярского правительства, не было даже патриарха. У отечества, можно сказать, остались только архимандрит, воевода и мясник. Воеводу сейчас мы назвали бы полковником, генералам назвать Пожарского, пожалуй, было бы слишком громко. Но мученичеством Гермогена и доблестью одумавшихся русских людей Россия была воссоздана. Поучительный для нас пример сейчас.
Преставление 17 февраля. Прославление 12 мая. В соборе святителей Московских 5 октября.
Оглавление и поддержка