Найти тему
Открытый Город

"Голос России" в Петербурге

Памятная табличка на Пестеля,12
Памятная табличка на Пестеля,12

На стене дома 12 по улице Пестеля висит памятная табличка. В нём с 1980 по 1995 год жил композитор Валерий Александрович Гаврилин. Имя Валерия Гаврилина, важнейшего русского композитора двадцатого столетия, таинственным образом не в ряду самых известных. А ведь его музыка заставила плакать Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич услышал дипломную работу Гаврилина  на защите выпускников консерватории. Шостакович назвал его большим музыкантом и прекрасным композитором. То был цикл "Немецкая тетрадь". Затем последовала "Русская тетрадь"...

В.А. Гаврилин
В.А. Гаврилин

Вот что говорил  Григорий Свиридов:

"Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое чувство Родины - драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встает вольная перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное "штукарство" на раритетах древнего искусства. Это подлинно. Это написано кровью сердца..."

И действительно, Гаврилина звали "Голосом России" и "музыкальным Есениным".

Пестеля, 12. Дом, в котором композитор прожил 15 лет
Пестеля, 12. Дом, в котором композитор прожил 15 лет

Он родился под Вологдой. В Ленинград попал подростком: преподаватель консерватории Иван Белоземцев объезжал глубинку в поисках талантливых ребят и в одной из музыкальных школ обнаружил Гаврилина, уже сочинявшего собственную музыку. Так Гаврилин начал своё обучение в школе при консерватории. Он учился в классе кларнета, а позже уже был переведен во вновь образовавшийся композиторский.

Валерий Гаврилин в юности
Валерий Гаврилин в юности

Петербург Гаврилина принял. С городом с первых мгновений сложились особенные отношения:

" У меня в детстве был сон: я вижу какой-то прекрасный парк с огромными деревьями, залитые солнцем дорожки. Я никогда не видел таких парков. Я же деревенский парень... Главное - удивительное солнце светит ранним утром... Это ночное видение отпечаталось у меня в памяти. Когда я приехал в Ленинград в 1953 году, мне было 14 лет. Рано утром я вышел из интерната. Была отличная сентябрьская погода, около 6 часов утра. Я стал бродить по городу. Пришел на Исаакиевскую площадь, прошел мимо Исаакия, дошел до Александровского сада. И вдруг - мать честная! - это же то, что видел когда-то во сне! Те же дорожки, те же деревья, так же падают лучи солнца... видел во сне Александровский сад!.."

-5

Направление, в котором творил Гаврилин, определяли как неофольклор, неоромантизм. В школьную пору Гаврилин почитал Г. Гейне - и вокальный цикл  "Немецкая тетрадь" стал обращением к своей юности.

Аспирантом у Гаврилина была возможность пойти к Шостаковичу, а это было пределом мечтаний многих молодых композиторов. Но Дмитрий Дмитриевич работал по очень четко выстроенному графику, согласно которому в определенное время его вниманию должны были представляться новые сочинения. Творческий процесс Гаврилина был непредсказуем и мог не вписываться в заявленные сроки, поэтому он работал с Орестом Александровичем Евлаховым,  принимавшим гаврилинские особенности.

-6

Творчество Гаврилина не знало неуспеха. Вокальный цикл "Вечерок", исторические "Скоморохи", балет по мотивам произведения Чехова "Анюта", хоровая симфония-действо "Перезвоны". Оперы, музыка к кино. Это целые музыкальные полотна, хранящие память, архетипы и мифологию русской культуры.

-7

Валерий Александрович новаторски соединил академическую музыку и бытовую народную песню, придав ей духовное значение. В ней Гаврилин видел поэзию, источник чистой мелодии, ниоткуда не заимствованной. От неё он наследовал традицию "разыгрывать" песню сюжетно, драматически.При яркости жанра - в звучании столько тонкости, лиризма, психологичности.

Учась в ленинградской консерватории, он отправлялся в фольклорные экспедиции. Но главными недрами была  родная земля: "Вологда для меня...это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех её проявлениях...Я сочиняю и живу только тем,чем я напитался в детстве, будучи в своём родном крае."

-8

Конечно, огромное влияние оказало на композитора то, что он был ребенком войны: "Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта". Его отец, талантливый математик, погиб на фронте в боях под Ленинградом.

Так впоследствии рождаются сюита "Дом у дороги" по поэме А.Твардовского и вокально-симфоническая поэма "Военные письма". Хотя нечто неизбывное проходит через всё творчество Гаврилина.

-9

Пестеля, 12 не последний петербургский адрес композитора, но здесь композитор прожил достаточно долго. Здесь сделана знаменитая серия фото на балконе с видом на Спасо-Преображенский собор. Близость храма была важна для верующего Гаврилина. Часто он посещал службы в церкви Симеона и Анны , что в начале Моховой.

-10

Современники Гаврилина, побывавшие у него в гостях, отмечали порядок и уют небольшой квартиры. На стеллажах стояли редкие издания. На стенах висели гравюры, картины, фотографии с автографами важных в культуре  людей того времени. Из музыкальных инструментов имелся только старый проигрыватель "Мелодия". Технические новинки в дом не попадали: Валерий Александрович болел за экологию. Автомобилизация города также расстраивала Гаврилина. Когда перекресток Моховой и Пестеля стал для него слишком оживленным, он попытался решить вопрос,  пригласив плотников поставить на окна деревянные створки. Но закончилось всё же переездом в тихую часть Суворовского проспекта.

Улица Пестеля
Улица Пестеля

Петербург Гаврилина, прежде всего, люди. "Люди, которые здесь творили, вышли из этого камня. Всё это описано, всё живет. Нельзя в это окунуться и не полюбить".

-12

Умер Валерий Александрович в 1999 году и похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Есть представление о Петербурге, как о европейском городе, оторванном во многих смыслах от остальной страны. Но сколько имен с ним связано, что стали голосом России и обрели его в городе на Неве.

Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал и приходите на бесплатные экскурсии Открытого города.

Автор публикации: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, гид по Санкт-Петербургу.