На стене дома 12 по улице Пестеля висит памятная табличка. В нём с 1980 по 1995 год жил композитор Валерий Александрович Гаврилин. Имя Валерия Гаврилина, важнейшего русского композитора двадцатого столетия, таинственным образом не в ряду самых известных. А ведь его музыка заставила плакать Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич услышал дипломную работу Гаврилина на защите выпускников консерватории. Шостакович назвал его большим музыкантом и прекрасным композитором. То был цикл "Немецкая тетрадь". Затем последовала "Русская тетрадь"...
Вот что говорил Григорий Свиридов:
"Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое чувство Родины - драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встает вольная перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное "штукарство" на раритетах древнего искусства. Это подлинно. Это написано кровью сердца..."
И действительно, Гаврилина звали "Голосом России" и "музыкальным Есениным".
Он родился под Вологдой. В Ленинград попал подростком: преподаватель консерватории Иван Белоземцев объезжал глубинку в поисках талантливых ребят и в одной из музыкальных школ обнаружил Гаврилина, уже сочинявшего собственную музыку. Так Гаврилин начал своё обучение в школе при консерватории. Он учился в классе кларнета, а позже уже был переведен во вновь образовавшийся композиторский.
Петербург Гаврилина принял. С городом с первых мгновений сложились особенные отношения:
" У меня в детстве был сон: я вижу какой-то прекрасный парк с огромными деревьями, залитые солнцем дорожки. Я никогда не видел таких парков. Я же деревенский парень... Главное - удивительное солнце светит ранним утром... Это ночное видение отпечаталось у меня в памяти. Когда я приехал в Ленинград в 1953 году, мне было 14 лет. Рано утром я вышел из интерната. Была отличная сентябрьская погода, около 6 часов утра. Я стал бродить по городу. Пришел на Исаакиевскую площадь, прошел мимо Исаакия, дошел до Александровского сада. И вдруг - мать честная! - это же то, что видел когда-то во сне! Те же дорожки, те же деревья, так же падают лучи солнца... видел во сне Александровский сад!.."
Направление, в котором творил Гаврилин, определяли как неофольклор, неоромантизм. В школьную пору Гаврилин почитал Г. Гейне - и вокальный цикл "Немецкая тетрадь" стал обращением к своей юности.
Аспирантом у Гаврилина была возможность пойти к Шостаковичу, а это было пределом мечтаний многих молодых композиторов. Но Дмитрий Дмитриевич работал по очень четко выстроенному графику, согласно которому в определенное время его вниманию должны были представляться новые сочинения. Творческий процесс Гаврилина был непредсказуем и мог не вписываться в заявленные сроки, поэтому он работал с Орестом Александровичем Евлаховым, принимавшим гаврилинские особенности.
Творчество Гаврилина не знало неуспеха. Вокальный цикл "Вечерок", исторические "Скоморохи", балет по мотивам произведения Чехова "Анюта", хоровая симфония-действо "Перезвоны". Оперы, музыка к кино. Это целые музыкальные полотна, хранящие память, архетипы и мифологию русской культуры.
Валерий Александрович новаторски соединил академическую музыку и бытовую народную песню, придав ей духовное значение. В ней Гаврилин видел поэзию, источник чистой мелодии, ниоткуда не заимствованной. От неё он наследовал традицию "разыгрывать" песню сюжетно, драматически.При яркости жанра - в звучании столько тонкости, лиризма, психологичности.
Учась в ленинградской консерватории, он отправлялся в фольклорные экспедиции. Но главными недрами была родная земля: "Вологда для меня...это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех её проявлениях...Я сочиняю и живу только тем,чем я напитался в детстве, будучи в своём родном крае."
Конечно, огромное влияние оказало на композитора то, что он был ребенком войны: "Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта". Его отец, талантливый математик, погиб на фронте в боях под Ленинградом.
Так впоследствии рождаются сюита "Дом у дороги" по поэме А.Твардовского и вокально-симфоническая поэма "Военные письма". Хотя нечто неизбывное проходит через всё творчество Гаврилина.
Пестеля, 12 не последний петербургский адрес композитора, но здесь композитор прожил достаточно долго. Здесь сделана знаменитая серия фото на балконе с видом на Спасо-Преображенский собор. Близость храма была важна для верующего Гаврилина. Часто он посещал службы в церкви Симеона и Анны , что в начале Моховой.
Современники Гаврилина, побывавшие у него в гостях, отмечали порядок и уют небольшой квартиры. На стеллажах стояли редкие издания. На стенах висели гравюры, картины, фотографии с автографами важных в культуре людей того времени. Из музыкальных инструментов имелся только старый проигрыватель "Мелодия". Технические новинки в дом не попадали: Валерий Александрович болел за экологию. Автомобилизация города также расстраивала Гаврилина. Когда перекресток Моховой и Пестеля стал для него слишком оживленным, он попытался решить вопрос, пригласив плотников поставить на окна деревянные створки. Но закончилось всё же переездом в тихую часть Суворовского проспекта.
Петербург Гаврилина, прежде всего, люди. "Люди, которые здесь творили, вышли из этого камня. Всё это описано, всё живет. Нельзя в это окунуться и не полюбить".
Умер Валерий Александрович в 1999 году и похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Есть представление о Петербурге, как о европейском городе, оторванном во многих смыслах от остальной страны. Но сколько имен с ним связано, что стали голосом России и обрели его в городе на Неве.
Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал и приходите на бесплатные экскурсии Открытого города.
Автор публикации: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, гид по Санкт-Петербургу.