Машина, в народе больше известная как «шишига» - без преувеличения, гордость отечественного автопрома.
О её надёжности и проходимости ходят легенды, она же первая в СССР получила «Знак качества». Однако, был в истории эпизод, слегка «подмочивший» её репутацию. Афганистан.
1. Падение мощности двигателя в горах
Данный недостаток связан был не с особенностями конструкции ГАЗ-66, а скорее с географией театра военных действий.
Высокогорья Афганистана, разряженный воздух в горах – всё это приводило к тому, что бензиновые двигатели а) теряли мощность, б) существенно увеличивался расход топлива. Это при том, что «шишига» и без того достаточно «прожорлива». Тут конечно, разочаровала солдат ОКСВ не только "шишига", но и вообщё всё, что "на бензине".
2. Место водителя прямо над колёсами (читай, над потенциальной миной)
Именно поэтому грузовику дали армейскую кличку «смерть под колёсами».
Она вполне могла под колёсами и быть. При наезде на мину – у водителя и пассажира «шишиги» шансов было существенно меньше, нежели например у тех, кто ехал на ЗИЛе.
3. Склонность к опрокидыванию и ДТП, в сложной местности
Притом, если «шишига» переворачивалась, то кабина сминалась. Это же относится к любому ДТП, которые в горах – не редкость. На этот случай – автору приходилось слышать другую кличку для ГАЗ-66 – «полтора метра жизни».
Так или иначе, совокупность этих трёх факторов привела к тому, что «шишиги» стали из Афгана постепенно убирать, заменяя в первую очередь дизельными машинами, с капотной компановкой. Впрочем, завершён этот процесс не был, и нёс службу в ОКСВ «старичок» ГАЗ-66 до самого 1989 года.