История первого демонстратора технологий танка char Saint-Chamond à l'Automobilette, построенного группой военных инженеров во главе с лейтенантом Фуше - Tracteur Saint-Chamond
18 марта 1916-го года в на полигоне в Винсеннесе было успешно испытано гусеничное шасси La machine N° 1 Type C для будущей боевой машины, построенное с использованием решений, заимствованных у сельскохозяйственного трактор Холт 45. Инициатором разработки была фирма De Schneider et Cie и её главный конструктор Эжен Брилье (Eugène Brillié). Заказчиком выступал командующий технической автомобильной службой (Service Technique Automobile, STA) французской армии генерал Муре (Léon Mourret). Трактора Holt 45CV для переделки в шасси STA получала от дочки фирмы Шнейдер - Société d’Outillage Mécanique et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA), которая и занималась закупками у американцев. Несмотря на заказ партии из 400 танков сразу после испытаний шасси, у Шнейдера дело пошло тяжело. Эжен Брилье рассмотрев решения, заложенные в шасси военными под руководством лейтенанта Фуше (Lieutenant Charles Fouché), посчитал их, впрочем совершенно правильно, неудачными и занялся проектированием собственного шасси. Это привело к задержкам и, как следствие, к серьезным разногласием между Шнейдер и STA. Лейтенант Фуше продолжил конструирование машины, как ее видели военные, а генерал Муре нашел производственную площадку в лице крупной металлургической фирмы FAMH (Compagnie des Fonderies, Forges et Aciéries de Saint-Etienne), но и она не успевала построить прототип раньше сентября 1916 года. Тем временем в июле Альбер Тома (Albert Thomas, Sous-Secrétaire d’Etat à l’Artillerie et aux Munitions), отвечавший за проект создания танков в министерстве по артиллерии и боеприпасам и фактически пробивший второй заказ на 400 танков для FAMH, затребовал показать ему итоги работы за 5 месяцев. 3 августа на полигоне в Винсеннесе Альберу Тома, за глаза звавшегося Святым Тома, показали фактически два макета - посадочный макет танка Шнайдера, установленный на шасси La machine N° 1 Type C, и шасси конструкции Фуше La machine N° 2, которое выступало в этих испытаниях прототипом танка Сен-Шамон.
Tracteur Saint-Chamond/La Machine N° 2/Тягач Сен-Шамон
Страна: Франция
Производитель: Service Technique Automobile (STA)/Farman/FAMH
Год выпуска: 1916
Кол-во выпущенных: 1
Эпипаж: 6
Мощность: 90 л.с.
Двигатель: Panhard SS
Масса: 12-16 тонн
Размеры: 8700х2700х2000? мм
Бронирование: 8,5-11,5 мм (котельная сталь)
Вооружение: -
Осмотр двух прототипов, хотя даже не прототипов, а демонстраторов технологий по идее не должен был удовлетворить "Святого Тома", но танки в августе 1916 года были техникой неизвестной, а британцы, у которых уже началось серийное производство первых боевых машин Mark I, не посвящали в их внешний вид даже своих союзников. Учитывая, что подопечные генерала Муре сделали с корпусом от Шнейдера, можно предположить, что кличку Святой Тома получил не только за возможную бессеребренность, но и за полную наивность в технических вопросах. Так как прототип танка от FAMH готов не был, STA показало шасси собственного производства, которое было взято за основу при строительстве заводского прототипа танка. От старого проекта остался только гусеничный ход, который по прежнему представлял из себя удлиненные гусеничные тележки от тракторов Holt 45 CV. Все остальное было полностью переделано.
На шасси был установлен макет бронекорпуса из конструкционной стали в общем повторявший очертания будущего танка со скошенным носом для преодоления проволочных заграждений и плоскими вертикальными бортами. Основные изменения были в трансмиссии. Тракторная трансмиссия не позволяла обеспечить необходимую тактическую мобильность и была полностью заменена. Во Франции, не смотря на высокий уровень развития автомобилестроения, не нашлось своего Уолтера Вильсона, который создал танковую планетарную трансмиссию. Пришлось фантазировать. Генеральный конструктор фирмы FAHM по артиллерийским системам Римайло (colonel Rimailho) предложил электромеханическую трансмиссию, которая была создано фирмой Crochat, используя патенты полученные Генри Крочо (Henry Crochat) и его партнером Колардо (Colardeau). Трансмиссия представляла собой генератор, сопряженный с 90-сильным бесклапанным двигателем Panhard SS с сухим картером.
От генератора приводились два электромотора, по одному на каждую гусеницу, от фирмы Thomson-Houston. Электромоторы использовались проверенные, устанавливавшиеся на трамваи, от трамваев так же взяли управление моторами. Применение электротрансмиссии позволило резко упростить схему передачи мощности и управление тяжелой гусеничной машиной. Из бронекорпуса убрали коробку передач, сцепление, бортовые передачи, дифференциал, бортовые тормоза. Это сразу снизило тепловую нагрузку внутри боевой машины, да и места внутри планируемого корпуса стало просто больше для размещения вооружения.
Первый прототип шасси, который фактически был построен только для проверки электрической трансмиссии и выбора оптимальной формы корпуса, был полностью спроектирован и построен под руководством лейтенанта Шарля Фуше (Lieutenant Charles Fouché) на фирме Farman. Поэтому правильно называть этот агрегат Машина №2 (La Machine N° 2), хотя часто используется, и так наверно было и подано Роберу Тома, как Тягач Сен-Шамон (Tracteur Saint-Chamond). Машина №2 (La Machine N° 2) была впервые испытана 1 августа 1916 года на полигоне в Медоне, видимо в STA опасались показывать совсем неиспытанную машину сотрудникам министерства. Официальное представление макета было в Винсеннесе 3 августа 1916 года перед заместителем государственного секретаря по артиллерии и боеприпасам Альбером Тома и офицерами армии вместе с "химерой" танка от Шнейдера.
Хотя машина Фуше La Machine N° 2 использовала тракторные тележки и гусеницы, испытания на "природе" показали, что заложенные технические решения были правильными. 90-сильный двигатель Панар имел достаточную для обеспечения подвижности пятнадцатитонной машины мощность. Выбранная форма корпуса позволяла сминать проволочные заграждения продавливая их сверху. Длина опорной поверхности позволяла преодолевать валы и небольшие траншеи. Проходимость была меньше чем у "конкурентов" из Британии, так как передний и задний свесы ограничивали углы въезда и съезда, но стандартную траншею танк преодолевал спокойно. Некоторое беспокойство вызывали сами гусеницы, которые остались по типу Холт и не обеспечивали достаточного сцепления с грунтом, но это была в прицнипе поправимая проблема.
Прототип танка Сен-Шамон, собранный на коленке командой лейтенанта Шарля Фуше (Lieutenant Charles Fouché) на заводе фирмы Farman в Quai du Point, стал основой для начала выпуска первой партии серийных французских танков. Вряд ли генерал рассчитывал на то, что по итогам испытаний, которые покажут полное преимущество решения для танка Сен-Шамон над решением Шнейдера, а он сделал всё что бы так и было, будет аннулирован заказ на Шнейдеры, но на выбор в качестве приоритета танка Сен-Шамон они вместе с Тома явно рассчитывали. А военным просто хотелось получить 800 танков и как можно скорее.
Альбер Тома (Albert Thomas, Sous-Secrétaire d’Etat à l’Artillerie et aux Munitions), как проверяющий ход выполнения работ, как и все проверяющие остался в принципе доволен, но потребовал, что бы все недостатки были устранены и через месяц ему были предъявлены предсерийные машины. Решение по внедрению электрической трансмиссии так понравилось одному из отцов британского танка Уильяму Триттону, что на мартовский конкурс 1917-года, на котором выбиралась новая трансмиссии для танка второго поколения Mark V, его фирма William Foster & Co предложила танк с условным названием "Foster-Daimler Petroil Electric Tank" - Бензо-Электрический танк Фостера-Даймлера. Трансмиссия танка Foster-Daimler Petroil Electric Tank была скопирована с трансмиссии французского танка Сен-Шамон и возможно устанавливалась в самой Франции.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и развитии первого прототипа можно в других статьях на канале:
- Appareil Boirault. 1915. Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.
- Appareil Boirault №2. 1916. Поиск выхода из тупика. Часть 5. Appareil Boirault №2. 1916. Боевой французский ромбоид. Натурный образец.
- Rouleau cuirassé Paul Frot. 1915. Поиск выхода из тупика. Часть 6. Rouleau cuirassé Paul Frot. 1915. Колесный линкор на роликах.
- . Breton-Prétot Apparatus. 1915. Поиск выхода из тупика. Часть 07. Breton-Prétot Apparatus. 1915. Боевые ножницы для проволоки.
- Cuirasse Aubriot-Gabert. 1915. Поиск выхода из тупика. Часть 08. Cuirasse Aubriot-Gabert. 1915. Колесный ДОТ на проводах.
- Tracteur blinde Filtz-STG. 1915. Поиск выхода из тупика. Часть 09. Tracteur blinde Filtz-STG. 1915. Блиндированный трактор на полях Фландрии.
- Torpille Terrestre Schneider Crocodile typ A/B. 1915 Поиск выхода из тупика. Часть 10. Torpille Terrestre Schneider Crocodile typ A/B. 1915. Если не можешь сломать, взорви!!!
- Delahaye Mécanisme à Chenille. 1915 Гусеницы Делайе. Delahaye Mécanisme à Chenille. 1915. От гусеницы к танку
Танки
- Souain tank prototype. 1915 Путь к танку. Часть 6. Souain tank prototype. Холт во французской шинели.
- L'appareil n ° 1 Type A/В. 1916 Путь к танку. Часть 7. L'appareil n ° 1 Type A/В. 1916. Пока британцы делали танки во Франции тренировались на тракторах
- La machine N° 1 Type C. 1916 Путь к танку. Часть 8. La machine N° 1 Type C. Эксперименты с формой
- Tracteur Saint-Chamond. 1916 Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон.
- Char Saint-Chamond №60414. 1916 Путь к танку. Часть 10. Char Saint-Chamond №60414. 1916. Первый предсерийный прототип французского танка.
- La machine N° 1 "Schneider". 1916 Путь к танку. Часть 11. La machine N° 1 "Schneider". Непрототип танка Шнейдера на шасси Фуше.
- Char 25t Saint-Chamond. Путь к танку. Char 25t Saint-Chamond. Французский ромб на ватмане.
Источники:
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, issued in 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4.
Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон", ЭКСМО ISBN: 978-5-699-55295-5
https://www.chars-francais.net/2015/index.php/6-archives/des-origines-1930/3154-1916-fouche-2
https://en.topwar.ru/158276-francuzskie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny.html