Найти в Дзене
Кот-ученый

«Новая порода людей»

В царствование Екатерины II был создан ряд весьма примечательных образовательных учреждений. Первым вспоминается знаменитый Смольный институт благородных девиц. Также следует упомянуть Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге. Все – в рамках образовательно-воспитательного проекта, который возглавлял Иван Иванович Бецкой.

Бецкой был внебрачным сыном князя Ивана Юрьевича Трубецкого, и говорят, что не от горничной или крестьянки, а от некой шведской то ли баронессы, то ли графини, которая утешала русского генерала, пока он томился во вражеском плену после сражения под Нарвой. Родился Иван Иванович в 1704 году в Стокгольме , воспитывался вместе с законными княжескими детьми,получать образование был отправлен в Данию. Поначалу избрал военную карьеру, но после крайне неудачного падения с лошади перешёл в Коллегию иностранных дел. В качестве дипломатического курьера побывал при многих дворах Европы, карьеру делал неплохую, но и не блестящую, приличную побочному отпрыску знатной фамилии, не более того.

И. И Бецкой в молодости
И. И Бецкой в молодости

В бурных политических событиях своей эпохи Бецкой участвовал весьма умеренно, больше как член определённой семьи, чем как самостоятельный субъект. Его батюшка Иван Юрьевич сыграл видную роль при воцарении Анны Иоанновны, и подпись Ивана Ивановича стоит под дворянской челобитной, призывавших новую императрицу ни в коем случае не соглашаться на ограничения своей самодержавной власти. Елизавета Петровна, взойдя на престол в 1741 году, сделала Бецкого камергером наследника Петра Фёдоровича, но, как утверждают, не за какие-то его особые заслуги, а потому, что благоволила к его единокровной сестре Анастасии Ивановне, в замужестве герцогине Гессен-Гомбурской. Будучи в должности камергера, Иван Иванович близко общался с великой княгиней Екатериной, но в 1748 году оставил двор и отправился за границу для поправки здоровья. В 50-е годы Бецкой проводил время в салонах Париже, где в ту пору вовсю обсуждали Энциклопедию и трактат Руссо «О воспитании». Впрочем, на эту тему высказался далеко не один только Руссо.

Петр III успел вызвать Бецкого в Россию и назначить его директором Канцелярии строений, а через месяц после этого назначения был низвергнут своей супругой. В перевороте 1762 года Иван Иванович никакого участия не принимал, однако чем-то заслужил благоволение Екатерины. С момента её воцарения начинается его бурная деятельности на ниве образования. Она не сводилась к простому открытию учебных заведений. Проект был очень амбициозным и ставил своей целью, ни много, ни мало, создание «новой породы людей»., просвещённых, гуманных, высокоморальных. Предполагалось, что учёбу нужно начинать в как можно более раннем возрасте, поскольку влияние родителей, людей «старой породы», благотворным не считалось.

В утверждённом императрицей в 1764 году «Генеральном учреждение о воспитании обоего пола юношества»говорилось следующее:

По сему ясно, что корень всему злу и добру Воспитание, достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как избрать средства к тому прямые и основательные.
Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом Воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети предали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие века.
Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старее как по пятому и по шестому году. Излишно было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, якобы по прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже заразился, и поправляя его, те правила добродетелей твердо в сердце его вкоренять, кои ему иметь потребно.
И так о воспитании юношества пещися должно неусыпными трудами, начиная, как выше показано, от пятого и шестого до осьмнадцати и двадцати лет безвыходного в училищах пребывания.

Надо сказать, что идея о том, что родители детей портят, и для эффективного воспитания нового человека, который построит прекрасное будущее, их надо бы друг от друга изолировать, всплывает в мировой педагогической мысли с завидным постоянством, хотя и не укореняется прочно. Взять хотя бы систему элитных британских школ или лицеи-интернаты из мира «Полудня» братьев Стругацких. Или ещё более жёсткую систему в «Туманности Андромеды» Ефремова. Но вернёмся в XVIII век.

Указом Екатерины Бецкой возглавил Академию художеств, основанное в елизаветинское царствование учреждение при Университете, куда обычно принимали в обучение талантливых юношей в возрасте 19-21 года. В 1764 году Академия была отделена от Университета, и при ней было открыто училище для мальчиков. Учеников принимали раз в 3 года по 60 человек. Обучения было рассчитано на 9 лет, по 3 года в в младшем, среднем и старшем классе. По окончанию училища держали экзамен для поступления в Академию. Поступали не все, но не поступивших также пристраивали для дальнейшего обучения в места рангом пониже. Каждые 3 года 12 лучших выпускников отправлялись для дальнейшего обучения за границу.

В том же году по стране был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». Здание находилось на берегу Невы, на месте, где при Петре размещались склады, на которых держали смолу для нужд флота. Отсюда широко известное название — Смольный, которое унаследовал возведённый на этом месте дворец царевны Елизаветы Петровны, затем основанный ею монастырь и сиротский приют и, наконец, институт благородных девиц.

Смольный институт был рассчитан на 200 воспитанниц, которые делились на четыре возрастные группы : 6-9, 9-12, 12-15, и 15 – 18 лет. Также в Смольном было создано отделения для 200 девочек из мещанского сословия.

Очевидно, главным источником вдохновения для Бецкого служил институт Сен-Сир (Королевский дом Святого Людовика, который не следует путать с одноимённой военной школой) — детище госпожи де Ментенон, последней фаворитки, а впоследствии морганатической жены Людовика XIV . Но другие образцы тоже принимались во внимание. Русский посланник в Вене князь Дмитрий Голицын получил предписание изучить опыт Священной Римской империи. Опыт, однако был не слишком богатый. Тамошнее дворянство предпочитала давать девочкам домашнее воспитание, и если и отправляло их в имевшиеся в Вене и Праге небольшие школы, то не от хорошей жизни.

В России тоже поначалу восприняли новое начинание очень насторожено. Первые 50 девочек пришлось набирать более года. Но постепенно русское дворянство вошло во вкус, и в год смерти Бецкого в институте насчитывалось, не 200 как было прописано в проекте, а 318 воспитанниц. В мещанском отделение дела обстояли ровно наоборот. Первый класс удалось набрать легко, но позже приток учениц сократился.

Также усилиями Бецкого в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома для «несчастнорождённых» младенцев и при них родильные заведения для бедных. А в 1765 году он был назначен ещё и шефом Первого кадетского корпуса, созданного в царствование Анны Иоанновны.

Образовательные программы, составленные Бецким, предполагало воспитание, как сказали бы сейчас, гармонической личности. При этом детей предписывалось учить сообразно их склонностям, стремится всячески заинтересовать и не применять к ним телесных наказаний. Важно понимать, что в наше время это звучит не так, как звучало в обществе, которое в массе своей не видело ничего особенного в телесных наказаниях даже и для взрослого человека. Так, двадцатью годами позже в галантном Париже на Гревской площади высекли плетьми графиню Валуа-Ламотт за попытку присвоить бриллиантовое колье.

-3

По образцу вышеперечисленных учебных заведений в России был создан ряд других, но в целом современники оценивали результат эксперимента довольно сдержанно. Например, граф Семён Романович Воронцов, брат небезызвестной княгини Дашковой, отзывался об изменениях, произведённых в кадетском корпусе следующим образом: «Офицеры, выходившие из старого кадетского корпуса, были хорошие военные и только; воспитанные же Бецким, играли комедии, писали стихи, знали, словом, всё, кроме того, что должен был знать офицер». О смолянках ходили довольно злые анекдоты. Дескать, головы их забиты всяким заумным вздором, но о реальной жизни они не имеют не малейшего понятия. Думают, что булки растут на деревьях и не знают, для чего нужны деньги. Впрочем, это были именно анекдоты, гротескно преувеличивающие действительность. Благородные девицы были не так уж прочно отгорожены от всего мира стенами института, и в мемуарной литературе того времени можно найти и другие отзывы о дамах-смолянках, гораздо более лестные. Многие из них делали хорошие партии, даже не имея большого приданного и влиятельной родни.

Тем не менее, и сам Бецкой не был в восторге от результатов своей деятельности на ниве просвещения, постоянно жаловался на низкие устремления педагогического состава и не слишком высокий уровень воспитанников.

И. И. Бецкой в зрелые годы
И. И. Бецкой в зрелые годы

Нельзя сказать, что проект был провальный, скорее даже успешный, но всех возложенных на него надежд не оправдал. Отчасти это произошло потому, что надежды возлагались уж больно грандиозные. Но как знать, может, устроители достигли бы больших успехов, если бы упор делался прежде всего на качественную профессиональную подготовку и лишь потом на общую культуру и этику. Бецкой же как раз подчёркивал, что в одной лишь науке пользы мало, а нужно прежде всего нравственное воспитание. Как будто до него никто не пробовал воспитывать нравственность. Все пытались, но далеко не все преуспели. Тут не могу удержаться и не процитировать героя горячо любимого мною Бернарда Шоу:

Возьми бедняжку Дженни Хилл, эту девоч­ку из Армии спасения! Если ты попросишь ее стать на перекрестке и обучать народ грамматике, географии, арифметике или даже салонным танцам, она подумает, что ты над ней смеешься, но ей и в голову не приходит усомниться в том, что она может обучать морали и рели­гии. Все вы на один лад, господа респектабельные люди. Вы не сможете ответить, каково предельное напряжение десятидюймовки, что очень просто; но все вы думаете, что вам известен предел напряжения у человека, который противится соблазну.

О довольно посредственном уровне практической части образовательной программы Бецкого свидетельствует не только граф Воронцов, но и тот факт, что организованные при воспитательных домах мастерские оказались убыточными, в отличие от, скажем, мастерских в колонии Антона Семёновича Макаренко. Но именно занятия практические, где легко проверить качество результата, отлично закладываю основы нравственного воспитания. В их ходе дети быстро учатся ответственности и узнают цену лжи.

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022

И всё же, я не думаю, что Иван Иванович вовсе не продвинулся в своей главной задаче. Без толковых офицеров империя в итоге не осталась, о чём наглядно свидетельствует серия победоносных военных компаний и, в особенности, война 1812 года, решающую роль в которой сыграла такая прозаическая вещь, как снабжение армии. Но и устремления в области общественной морали не были вовсе бесплодными. Нельзя отрицать, что именно на стыке XVIII -XIX веков в среде русской элиты наблюдается значительное смягчение нравов. Помните, у Пушкина в «Капитанской дочке» описан допрос с пристрастием пленного башкира. У пленника отрублены нос и уши, а в ходе допроса выясняется, что и язык. Петруша Гринёв завершает свой рассказ об этом эпизоде так: «Когда вспоминаю, что это случилось на моём веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра , не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия». Конечно, это можно списать на желание польстить царствующим особам и читающей публике, но лесть эта никоим образом не грубая. Нравы на самом деле относительно смягчились. Нет, я помню и про крепостничество и про ужасы солдатской службы. Но по крайней мере в узком кругу своих распространение правил человеколюбия имело место. Это бросается в глаза.

Взять хотя бы всем известный пример — судьбу жён декабристов. Они долго добивались права последовать за мужьями в Сибирь. Им отказывали, но отказывали не столько по злобе, как это порой пытаются изображать, а имея в виду их же пользу, желая оградить от лишних страданий. Дамы могли сохранить своё положение и даже бывать обществе. Они захотели другой судьбы и добились своего. Их присутствие серьёзно облегчило участь осуждённых, потому что мало кто из чиновников решался проявить грубость и жестокость по отношению к даме, к тому же преданной и добродетельной супруге. Конечно, им пришлось нелегко, но на полвека раньше бунтовщиков могли бы отправить по этапу вместе с семьями, не спросив на то их желания, и общество восприняло бы это как нечто совершенно естественное.

Бюст Бецкого во дворе главного корпуса Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена (бывший Воспитательный дом).
Бюст Бецкого во дворе главного корпуса Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена (бывший Воспитательный дом).

Наконец, не стоит забывать, что если основанные в XVIII веке воспитательные дома и не создали «новую породу людей», они дали тысячам людей «старой породы» возможность выжить и бороться за своё место под солнцем. В особенности следует отметить усилия, которые были приложены для того, чтобы позаботиться о глухонемых детях. Их воспитывали в отдельных группах, уделяя много внимания физическому развитию, приучали к самообслуживанию и домоводству, давали возможность выразиться в играх. Кстати, заложенные Бецким два с половиной века назад традиции живы и поныне. В здании Сакт-Петербургского педагогического университета им. Герцена (бывший Воспитательный дом) проходят спектакли театра глухих и функционирует школа сурдоперевода.

Автор: Наталья Беспалова

Поддержать канал можно переводом на ЮMoney 4100110883319908

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.