Первоначальные планы миллиардера Илона Маска предполагали высадку землян на Марсе в 2024 году. И уже на момент озвучивания этих планов Маск позиционировался как смелый мечтатель, который потащит человечество к колонизации других планет. Но в Советском Союзе пилотируемую экспедицию на Марс планировали не просто раньше Маска, а за два года до рождения будущего американского прожектера.
Холдинг «Российские космические системы» (РКС), входящий в состав госкорпорации «Роскосмос», опубликовал уникальный документ, свидетельствующий о том, что еще в конце 1960-х в СССР детально прорабатывалось исследование Марса не только автоматическими станциями, но и с помощью пилотируемых экспедиций.
В 1969 году Научно-исследовательский институт 885, преобразованный впоследствии в РКС, опубликовал итоговый научно-технический отчет по теме «Галактика», который теперь доступен всем желающим на сайте бывшего НИИ. В документе содержится план развития космической радиоэлектроники на ближайшие полтора десятилетия (до 1984 года), предполагающий осуществление программы пилотируемых межпланетных перелетов на Луну и Марс.
Советские радиотехники понимали, что высадка человека на иные космические тела требует создания мощной системы межпланетной связи. Для этого они планировали создать радиолокационные комплексы с дальностью действия до шести миллиардов километров, способные работать в жестких космических условиях не менее десяти лет.
Согласно планам НИИ-885, эти системы в 1971-1972 годах должны были обеспечивать связь с первой обитаемой лунной базой, рассчитанной на десять суток активного существования. А с 1980-го предполагалась постоянная база на Луне, рассчитанная на десять человек, меняющихся каждый год.
Еще более амбициозной выглядит задача исследования Марса, включающая высадку человека на поверхность Красной планеты. Авторы отчета отмечают, что это потребует создания специального космоцентра для приемной антенны и комплекса передающих устройств общей мощностью до 80 кВт.
Такая система позволила бы в 1971 году отправить на Марс «объект М-71», который должен был совершить мягкую посадку и наладить передачу на землю разнообразных данных. В том числе фотографий и видеосигнала.
На следующем этапе, в 1973-1975 годах, на Марсе должны были появиться советские марсоходы с длительным сроком службы, которые собрали бы данные о составе почвы и атмосферы четвертой планеты Солнечной системы, проанализировали степень биологической опасности, картографировали местность и присмотрели бы место для высадки пилотируемой экспедиции.
Третьим этапом шла непосредственно отправка в 1978 году на Марс обитаемого корабля, который должен был посетить Венеру и Марс по бипланетной траектории. К этому времени планировалось полностью развернуть систему радиоаппаратуры для дальней космической связи и проверить работу ее подсистем в космических условиях.
К сожалению, исследование Марса пошло не по плану. Первым аппаратом, совершившим мягкую посадку на поверхность Красной планеты, стала советская станция «Марс-3», достигшая цели в ноябре 1971 года. Однако ее спускаемый аппарат перестал выходить на связь через 14,5 секунд после посадки, так и не передав ничего интересного. Передвижная станция (марсоход Sojourner) появилась на Марсе еще позже — в 1997 году, и отправили ее американцы. А высадка человека все еще остается где-то в будущем — причем пока это скорее гипотетическая возможность, чем детально проработанная миссия.
Так, советские конструкторы еще в 1969-м, за два года до рождения Илона Маска, тщательно планировали миссии, которые спустя без малого полвека будет выдавать за смелое научно-техническое видение будущего американский миллиардер.
Ранее журнал «Слово и Дело» вместе с микробиологом Евгением Плисовым окунулся в тайны микромира и рассказал, что происходит в кадке с квашеной капустой с точки зрения науки.