Найти тему
Black Caviar Games

История русского геймдева — часть 1

Оглавление

У большинства стран уже есть истории собственных игровых индустрий. У одних они займут несколько томов, у других хватит обстоятельной статьи. История российского (и немного советского) геймдева уместится в толстую книгу. Мы тоже хотим ее рассказать, но сделаем это через игры. В первой части материала речь пойдет о проектах, созданных в 1980-90-е годы.

Итак начнем:

«Тетрис» (1984)

Первая версия легендарной игры
Первая версия легендарной игры

«Тетрис» создал программист Алексей Пажитнов, работавший в Вычислительном центре Академии наук СССР и использовавший для этого компьютер «Электроника-60». Первая версия игры появилась 6 июня 1984 года. Пажитнов экспериментировал с пентамино — популярной в то время головоломкой, в которой нужно было пятиклеточные фигуры нужно было укладывать в прямоугольник. На этом же принципе построен и «Тетрис». Только фигурки падают в прямоугольный «стакан», а в падении можно менять их положение. Готовые ряды при этом исчезают. Просто? Зато очень увлекательно!

Дальше в истории появилось два ключевых человека. 16-летний школьник Вадим Герасимов, создавший версию Tetris для IBM PC по просьбе Пажитнова и венгерский импортер софта Роберт Стейн. Он съездил к Пажитнову в Москву и решил, что игру вполне можно издавать в других странах. Стейн продал права на «Тетрис» Mirrorsoft и ее дочерней фирме Spectrum HoloByte, только после этого предложив сделку Вычислительному центру. Тот отказался, но это уже не повлияло на распространение игры по миру. Появились десятки и сотни вариантов игры, в том числе от Nintendo (для Game Boy).

Что касается Алексея Пажитнова, то долгое время он не получал прибыли от успехов своего детища, но сейчас удостоен нескольких наград за вклад в индустрию и продолжает заниматься разработкой игр.

Perestroika (1990)

Злоключения Демократа и Михаил Сергеевич над ними
Злоключения Демократа и Михаил Сергеевич над ними

1990 год. Советский Союз приближался к распаду, а по стране шагала она, провозглашенная Михаилом Горбачевым Перестройка. Комплекс реформ, направленных на демократизацию и трансформацию государства. От игры с таким названием ожидаешь чего-то серьезного, но в кооперативе «Локис» не планировали делать экономическую или политическую стратегию. Это простенькая аркада с Демократом (зеленый круглик с глазами и ножками), который прыгает по островкам (это Законы в Болоте Бюрократии, если кто-то не понял) и собирает разные ресурсы (Народные Блага). Красному Бюрократу с выпученными глазами это не нравится, и он хочет слопать героя. Незатейливо, но именно так выглядит одна из первых и последних советских игр.

Color Lines (1992)

-4

СССР прекратил существование, с кафедр и кабинетов многие переехали в офисы, а во многих из них уже стояли компьютеры. Одни из первых офисных хитов стала Color Lines от студии Gamos, работавшей с 1990 года и уже выпустившей несколько игр. Как и в Tetris, геймплей был простым, но затягивающим: нужно было выстраивать цветные шарики в ряд по 5 и более штук. Если у вас был компьютер в девяностых или вы ходили в компьютерный кружок, то в Color Lines наверняка играли.

«Паркан: Хроника Империи» (1997)

Так выглядели космические бои
Так выглядели космические бои

Бороздить просторы космоса можно было еще до Freelancer (2003) и No Man’s Sky (2016). В далеком 1997 на прилавках появилась «Паркан: Хроника Империи» — симулятор, в котором игрок брал на себя роль пилота корабля Parkan-H15 и отправлялся в сектор Лентис. Там произошла катастрофа и потерялось научное судно Wanderer. Геймплей состоял из двух компонентов: управление кораблем в космосе (симулятор) и посещение планет (экшен от первого лица). Игрок мог отыгрывать роль пирата, торговца или захватчика, а также взаимодействовать с кланами роботов.

Разработала игру группа компаний Nikita, существовавшая с 1991 по 2011 годы и образованная из того самого кооператива «Локис», с которым мы уже знакомы по Perestroika. Она также была контент-провайдером и одной из первых начала создавать проекты для мобильных телефонов. Не только игры, но и сервисы (например, SMS-услуги «Мобильные Знакомства», голосовые порталы для нескольких СМИ). Серия не закончилась на «Хронике Империи». В 2001-2002 вышла RTS «Паркан: Железная Стратегия» (в двух частях), а в 2005 — продолжение симулятора.

«Братья Пилоты: По следам полосатого слона» (1997)

Где же слон?
Где же слон?

Советская и российская мультипликация подарила миру несколько шедевров и несколько десятков очень достойных мультфильмов — как полнометражных, так и многосерийных. Например, за границей хорошо знают Юрия Норштейна и Гарри Бардина, а в Японии любят Чебурашку. Так что появление героев мультиков в компьютерных играх — шаг вполне логичный. В 1986-87 годах выходили эпизоды «Следствие ведут колобки». Главные герои, Шеф и Коллега, позже стали Братьями Пилотами и получили собственную игру.

Пожалуй, point-and-click квест — лучший жанр для приключений двух сыщиков. Художники смогли без труда передать атмосферу оригинала с помощью рисованных экранов, да и сами бывшие «колобки» выглядели аутентично. Сюжет тоже не отставал и не выбивался из общей канвы: Шеф с Коллегой искали полосатого слона по имени Балдахин, сбежавшего из родного зоопарка (бывает!). И находили. С помощью игроков, конечно.

Кто разработал «Колобков»? Gamos, известная по Color Lines. К сожалению, квест оказался предпоследней игрой студии, окончательно закрывшейся в 2004 году. Последней стала «Братья Пилоты: Дело о серийном маньяке».

«Петька и Василий Иванович спасают галактику» (1998)

Главные герои на фоне деревни Гадюкино
Главные герои на фоне деревни Гадюкино

Еще один представитель феномена под названием «русские квесты», не такого масштабного, но все же заметного и известному каждому геймеру со стажем. Это «Петька и Василий Иванович спасают галактику» или просто «Петька». Если основой для «Братьев Пилотов» послужил мультфильм, то здесь — юмористическое прочтение Гражданской войны, а также образы Чапаева и его соратников из анекдотов. Так что воспринимать происходящее на экране всерьез точно не стоит.

При чем здесь Галактика? Просто революционные матросы пальнули из пушки крейсера «Аврора» по Луне, что пробудило спавших инопланетян. Те решили захватить Землю, а помешать им должны Василий Иванович с товарищами. Идея игры возникла в редакции электронного журнала SBG Magazine, которая и взялась за ее реализацию, позже став студией S.K.I.F.

«Аллоды: Печать Тайны» (1998)

«Аллоды» могли похвастаться яркой и сочной картинкой
«Аллоды» могли похвастаться яркой и сочной картинкой

Как мы убедились, вторая половина девяностых оказалась продуктивным временем для российского геймдева. Геймерская культура тоже развивалась — консоли и домашние компьютеры перестали быть экзотикой, появлялись журналы и передачи на ТВ-каналах. На геймдев-небосклоне тем временем зажглась новая звезда по имени Nival, а ее первой игрой стала RPG с элементами стратегии «Аллоды: Печать Тайны».

Что могли предложить «Аллоды» игрокам, уже знакомым с парой-тройкой зарубежных ролевых игр и стратегий? Во-первых интересный сеттинг. Сами аллоды — это острова, парящие в астрале и защищаемые от распада Великими Магами. Образовались они в результате удара кометы. На один из таких аллодов под названием Умойр империя Кания отправляет четырех своих агентов: магов и воинов.

Несмотря на амбициозность цели, у Nival все получилось. «Аллоды» удостоились хороших оценок в прессе и стали одной из первых российских игр эпохи, известных в других странах. Для отечественного геймдева проект стал прорывным, как с точки зрения контента, так и технического исполнения. На экране можно было увидеть не 256, а несколько тысяч цветов благодаря технологии High Color. Вместо стандартного 2D игра предлагала 2,5D, кстати, сейчас получившее вторую жизнь на волне ностальгии (скажем, в Songs of Conquest). За рубежом игра вышла под названием Rage of the Mages.

Кстати, глава студии Сергей Орловский мечтал о полноценном онлайн-проекте. «Аллоды Онлайн» вышла в 2010 году, хотя уже в «Печати тайны» был простой, но вполне работающий мультиплеер.

«Вангеры» (1998)

Мир и герои «Вангеров» всегда готовы удивить
Мир и герои «Вангеров» всегда готовы удивить

Если вы изучали историю российского геймдева, то не могли не натолкнуться на слово «Вангеры» (не Вагнеры, немецкий композитор здесь не при чем). Если «Аллоды» — это конкурент и в своем роде «ученик» Warcraft и Diablo, то «Вангеры» — игра себе на уме, которая не собирается быть похожей на что-то другое. Здесь необычно и колоритно все: от сеттинга до общего визуального дизайна. Если попытаться описать игру кратко, то это смесь биопанка и «Безумного Макса».

Действие происходит в мире, где люди воевали, а затем смешались с инсектоидной расой криспо в результате катаклизма, известного как Суп Существ. Спустя тысячу лет потомки новых популяций живут в закрытых городах-эскэйвах, связь между которыми обеспечивают пилоты мехосов, вооруженных и бронированных машин. Их и называют вангерами. Игроки колесили по воксельному миру, доставляя грузы, сражаясь и выполняя другие задания.

«Вангеры» были дебютом студии «К-Д ЛАБ» из Калининграда, основанной Андреем «КранКом» Кузьминым. Как и Nival, «К-Д ЛАБ» не боялась смелых технических решений. Для «Вангеров» создали отдельный движок Surmap ART, позволивший создавать обширные воксельные локации. От Game.exe игра получила приз «Левая Резьба Года»-1998.

«Дальнобойщики: Путь к победе» (1998)

-10

Знаменитую игру о тружениках руля создали выходцы из научной среды, а именно из Института автоматики и электрометрии СО РАН, находившегося в новосибирском Академгородке. Они создали SoftLab-NSK и занялись разработкой ПО для космонавтов и железнодорожного транспорта, однако не обошли своим вниманием и игры. Может, идея проекта о дальнобойщиках и не казалась хитовой на первый взгляд, но реализация не подкачала. Получился убедительный и многоплановый симулятор, в котором, кроме управления машиной, были элементы менеджера и экономической стратегии. Игрок сам строил карьеру дальнобойщика, перевозя грузы и меняя грузовики.

Для тех, кто хотел более казуального досуга, присутствовал аркадный режим с упрощенным управлением и физической моделью. Издали игру «Бука» и «1С», восходящие звезды российского паблишинга и разработки ПО. Многие вспомнят серию «1С» «Коллекция игрушек», а также совместную со Snowball.ru «Игрушки».

«Князь: Легенды Лесной страны» (1999)

-11

Завершаем первую часть материала рассказом об RPG в славянско-скандинавском сеттинге под названием «Князь: Легенды Лесной страны». Это изометрическая CRPG (как Diablo и Baldur’s Gate) со всеми ее атрибутами: прокачкой, сражениями, диалогами и исследованием мира. Интересная особенность геймплея — возможность пройти ее одним героем или собрать дружину, отряд до 9 персонажей. Также в «Князе» можно захватывать поселения и управлять ими.

На зарубежных рынках игру распространяла Strategy First. В Европе как Konung: Legends of the North, а в США под названием Legend of the North: Konung. Вместе с «Аллодами» игра стала одной из первых российских RPG.

Во второй части статьи мы расскажем о значимых отечественных играх нулевых, десятых и двадцатых годов.

Будьте с нами!

Источники:

1. «История русского геймдева — не про счастливый финал». Интервью с Андреем Подшибякиным. Ссылка: https://kanobu.ru/articles/istoriya-russkogo-gejmdeva-nepro-schastlivyij-final-intervyu-sandreem-podshibyakinyim-374800/

2. Дмитрий Ножнин. Краткая история русского геймдева. Ссылка: http://www.progamedev.ru/2013/01/short-history-of-russian-game-development.html

3. Святослав Лецкий. С чего начинался наш геймдев или Российские игры — часть первая. Ссылка: https://vgtimes.ru/articles/72500-s-chego-nachinalsya-rossiyskiy-geymdev-chast-pervaya-kogda-nashi-igry-byli-populyarney-chem-vedmak-i-gta-segodnya.html

4. WARHEAD. Советские компьютерные игры: по эту сторону «железного занавеса». Ссылка: https://dtf.ru/retro/203187-sovetskie-kompyuternye-igry-po-etu-storonu-zheleznogo-zanavesa

5. Хамин Денис. Мне разработка игр всю жизнь приносила удовольствие. Интервью с Евгением Сотниковым, одним из основателей и руководителем компании Gamos. Ссылка: https://russiangames.me/gamos/#.Y15ILnZByM8

6. Moran Thug. Вспомним прошлое. Аллоды: Печать Тайны или русский ответ Warcraft'у. Ссылка: https://habr.com/ru/post/569986/