Найти тему
Cheba Blog

История хоккейных видеоигр

NHL охотно раздавала лицензии разработчикам, поэтому игр под этим легко узнаваемым брендом гораздо больше, чем под брендом FIFA. Уже 30 с лишним лет студии ищут баланс между симуляцией реального матча и веселым геймплеем. За это время успели вспыхнуть и затухнуть серии NHL 2K, NHL Hitz, NHL FaceOff… Все их сегодня вспомним в рамках истории жанра хоккейных симуляторов.

NHL

Виртуальный хоккей у миллионов геймеров ассоциируется с серией NHL от Electronic Arts. С нее и начнем.

Североамериканская НХЛ — главная хоккейная лига в мире. Дебютную игру по лицензии EA выпустила в 1991 году, так что в наши дни, получается, линейка отмечает 31-летие. NHL Hockey предлагала аркадные матчи с жесткими нарушениями и кулачными боями — в 2D и с видом сверху. Ее ценили за зрелищность и простоту — пасуй да бей.

Только к NHL '94 издатель обзавелся лицензией как самой лиги, так и профсоюза игроков — NHLPA. Именно с этой части серия может похвастаться командами с настоящими названиями и реальными хоккеистами. Фанаты считают NHL '94 лучшей игрой из 2D-эры.

На обложку NHL 95 впервые попал российский спортсмен — Алексей Ковалев, выигравший Кубок Стэнли с «Нью-Йорк Рейнджерс» в 1994 году. Впоследствии этой чести из наших удостоили лишь Александра Овечкина (NHL 07 и NHL 21) и Владимира Тарасенко (NHL 17).

-2

NHL 96 ввела трехмерные арены и разные углы обзора, но сохранила спрайтовых атлетов. В 3D без компромиссов линейка рванула в 1996 году, правда, критики восприняли смену «внешности» неоднозначно, особенно в обзорах поколотили версию для PS1. Зато в NHL 97 можно было в отдельном режиме разглядывать маски вратарей — забавный и уникальный режим!

Интересно, что поначалу EA доверяла NHL сторонним компаниям. Так, несколько игр подготовил один из крупнейших независимых разработчиков первой половины 1990-х годов Park Place Productions, а потом — Visual Concepts. Со временем EA стала делать хоккейный симулятор своими силами и уже не отдает его никому.

В EA NHL нечасто происходили крупные, «революционные» перемены. Даже мелочи вроде удара в одно касание, финта spin-o-rama («вертушка» — разворот игрока на 360 градусов) и ломающихся клюшек проникали в серию постепенно.

Или взять режимы. Чемпионат мира по лицензии Международной федерации хоккея на льду (IIHF) — редкий гость в EA NHL. Режим Dynasty/«франшиза», когда много сезонов тащишь один клуб, освоился под крышей далеко не сразу. Европейские лиги представлены тут с 2003 года. Российскую Суперлигу отечественные поклонники ледовых побоищ смогли «пощупать» и вовсе в 2008-м, когда у нас уже расправила крылья КХЛ.

-3

Что еще было необычного, наподобие режима с масками голкиперов из NHL 97? Навскидку в уме всплывают драки от первого лица в NHL 10, разборки 3-на-3 в уменьшенной коробке в NHL 18, игра вратарем от третьего лица в NHL 08. В той же NHL 08 внедрили новую схему управления, повесив действия с клюшкой на правый стик геймпада. З
Заслуживает внимания аркадный режим World of Chel, прописавшийся в современных выпусках: в нем можно втроем устроить онлайновую возню на половинке поля на открытом воздухе — в формате «все против всех».
Свежо смотрелся в 2008-м режим EA Sports Hockey League: в матчах 6-на-6 каждого хоккеиста контролировал «живой» игрок. Кстати, NHL 09 — официально последняя часть серии на PC. С тех пор EA сконцентрировалась на поддержке консолей.

-4

Режим Hockey Ultimate Team, посвященный сбору карточек игроков и формированию «дрим-тим»,  обойдем стороной. Хотя он присутствует в серии с NHL 11, повторить успех FIFA не удалось.

EA NHL единолично определяет, какими должны быть хоккейные симуляторы. Конкурентов у нее давно нет. Так было не всегда.

NHL 2K

NHL 2K — основная соперница EA NHL на протяжении 2000-х годов. Она никогда не заглядывала на PC, поэтому в России известна слабо.

Первая NHL 2K увидела свет в 2000 году, последняя — в 2014-м. В разное время ее развивали такие опытные команды, как Black Box, Treyarch и Visual Concepts. Издателем изначально выступала Sega, затем бренд достался 2K.

Sega создала NHL 2K в попытке спасти приставку Dreamcast. Две части линейки, заскочившие на Dreamcast, продавались хорошо, однако переманить аудиторию с PS2 и Xbox не смогли.

-5

В отличие от EA NHL, NHL 2K от выпуска к выпуску менялась незначительно. Геймеры обычно получали стандартный набор режимов и геймплейных опций. Единственное заметное новшество, привнесенное NHL 2K в мир хоккейных симуляторов на консолях, — это онлайновый мультиплеер (NHL 2K3).

-6

Критики обычно ставили NHL 2K оценки ниже, чем EA NHL. Вполне понятно, почему: пока EA экспериментировала с режимами, Visual Concepts и 2K обновляли составы. А вот распространенное мнение о том, что одна линейка была реалистичнее, а другая — аркаднее, не до конца верно. И EA NHL, и NHL 2K не раз меняли приоритеты.

Blades of Steel, Backyard Hockey и не только

Страсти в мире виртуального хоккея кипели и за спинами EA NHL и NHL 2K. Клюшки скрещивали дети, на лед выходили пираты, голы отмечали при помощи сальто. Обо всем по порядку.

  • Blades of Steel / NHL Blades of Steel (1988 — 2000). Попытка Konami поскрипеть клюшками. Первая часть, Blades of Steel для NES, широко известна — благодаря бодрому геймплею и потасовкам. Две последние, наоборот, ругали за медлительность.
-7
  • Mutant League Hockey (1994). EA выгнала на ледовую арену скелетов, троллей, роботов и заставила зрителей швырять им оружие.
-8
  • NHL FaceOff (1995 — 2002). Игры этой серии Sony штамповала эксклюзивно для консолей PlayStation. Профильные СМИ то сравнивали разные части с EA NHL, то помещали в разряд «середнячков», то опускали до уровня фарм-лиги.
  • 2 on 2 Open Ice Challenge (1996). Очень быстрый аркадный хоккей (в 2D и с видом сбоку) от Midway.
  • NHL Powerplay (1996 и 1997 годы). Линейка примечательна тем, что над ней трудились будущие создатели Prototype из Radical Entertainment.
  • Olympic Hockey 98 (1998). Игра по лицензии Международного олимпийского комитета (IOC), посвященная хоккейному турниру в Нагано-98. НХЛ сделала перерыв на время олимпиады, так что соревноваться поехали легенды вроде Уэйна Гретцки. Россию представляли, среди прочих, Павел Буре и Сергей Федоров. Тогда наша команда дошла до финала, где уступила чехам. На обложке Olympic Hockey '98 красуется голкипер российской сборной.
-9
  • NHL Hitz (2001 — 2003). Аркадное безумие в формате 3-на-3 под брендом Midway. Тут разрешено натуралистично мутузить соперников, выбивать их за бортик через стекло и разъезжать по арене в флибустьерской шляпе.
  • Backyard Hockey (2002 — 2007). Детище Humongous Entertainment и Atari. В соревнованиях участвуют… простые мальчишки и девчонки, в том числе звезды НХЛ в детстве — Яромир Ягр, Майк Модано и не только. Естественно, шайбу они гоняют на открытых дворовых катках. Вместо драк — игра «камень, ножницы, бумага». Помимо концепции, Backyard Hockey выделяется на фоне других хоккейных игр благодаря симпатичному дизайну.
-10
  • Bush Hockey League (2017). Агрессивная аркада, без шлемов и с мордобоем до крови. Разработчики зачем-то предусмотрели специальную раскладку под управление одной рукой — подразумевается, что другой рукой геймер будет держать чай или что-то покрепче.
-11

Хоккейные симуляторы добились самого важного — они походят на телевизионную картинку. Виртуальный хоккей близко подобрался к реальному и дарит похожие эмоции.

-12