Найти тему
Пограничный контроль

Начинать борьбу со злом нужно с себя. Сериал «Страшные сказки»

Во время подборки британских сериалов для обзоров на октябрь, обнаружила, что таких, о которых мне хотелось бы рассказать, получилось немного больше, чем пятниц в месяце. Поэтому предлагаю продлить это ни с чем не сравнимое удовольствие и на ноябрь. Сегодня же, так как эхо Самайна еще близко, разберем еще один мистический сериал – в свое время очень известный, а сейчас немного подзабытый.

Название сериала «Страшные сказки» - в оригинале «Penny dreadful» - еще переводят как «Грошовые ужасы» или «Бульварные ужасы» по аналогии с «Бульварным чтивом». Первый сезон сериала вышел в уже далеком 2014 году, а в течение 2015 и 2016 года появился второй и финальный третий сезон. Закрытие сериала, хоть и весьма прискорбное, выглядело вполне логичным – в третьем сезоне ткань повествования становилась все более рыхлой, и было понятно, что пора заканчивать – и закончили, постаравшись максимально подвести к итогу все основные сюжетные линии.

Не успев появиться на свет, сериал уже потряс всех потенциальных зрителей своим кастом – в главных ролях и Ева Грин, и Тимоти Далтон, и Джош Хартнетт, а в ролях второго плана засветились звезда «Доктора Кто» Билли Пайпер, а также звезда «Гарри Поттера» и «Острых козырьков» Хелен Макрори. Среди моих любимцев – Гарри Тридэвей и Рори Киннер, которых знают многие поклонники британских и американских сериалов.

Второе огромное преимущество «Страшных сказок» перед другими похожими сериалами – это его эстетика. Викторианскую Англию в Британии, понятное дело, снимают много, но снять ее так, чтобы мороз по коже пробирал и одновременно нельзя было оторваться – надо иметь особый талант. Когда вы будете смотреть «Страшные сказки», вас будет кидать из стороны в сторону от отвращения к очарованию, и вы не сможете сказать, чего все-таки в итоге было больше.

В основе сюжета – весь классический набор хорошо всем известных английских страшилок. Тут и Виктор Франкенштейн со своими горемычными созданиями, и Джек-потрошитель, и Дориан Грей, и городские психушки, и диккенсовские работные дома, и сыщики из Скотланд Ярда, и охота на ведьм, и даже Дракула со своей Миной, которой, к слову, оказывается вовсе не носительница этого имени, но не буду очень спойлерить. Поэтому, собственно, сериал так и называется – ну, а как еще всю эту какофонию можно назвать?

Понятно, что все эти и другие персонажи в сериале – такая сюжетная «завлекаловка», обманка, за которой, как принято сейчас в современных сериалах, скрывается другой, куда более глубокий смысл происходящего. Если попробовать его обобщить, можно сказать, что герои сериала пытаются бороться со злом, окончательно не разобравшись со злом в самих себе, поэтому и их попытки на этом славном поприще, по большому счету, постоянно терпят неудачи.

Вторым главным смыслом сериала является пристальный, чуть ли не медицински дотошный разбор всех самых известных личностных расстройств. Внимательные зрители, знакомые с азами психологии, легко обнаружат здесь всех представителей «темной триады» - и нарциссов, и психопатов, и маккиавелистов, а также людей с Эдиповым комплексом и комплексом Электры, и людей со всеми другими комплексами и психическими травмами. Насмешливый парадокс сюжета заключается в том, что самый и общепризнанно душевнобольной персонаж оказывается, с психологической точки зрения, самым нормальным, здоровым и человечным из всех, и это ему явно никак в жизни не помогло.

Но и другим, более «проблемным» персонажам их психические расстройства особо не помогли. Нельзя всерьез начинать борьбу с злом, не решив свои собственные личностные проблемы – на каком-то начальном этапе, возможно, ваши комплексы и травмы и сослужат хорошую службу в ловле злодея на «живца», но затем они станут неизбежным препятствием для всех ваших благих замыслов и надежд. Странно же, согласитесь, помогать одним людям, низвергая в ужас и отчаяние других – а именно так прокладывает свой путь по жизни любой агрессор.

Вы не спасете никого, если за всю свою жизнь так и не научились спасать самого себя, а особенно – если и вообще категорично не признаете, что нуждаетесь в помощи и спасении. Самоуверенность и самодовольство – очевидно, не лучшее орудие в борьбе со злом, которое в этой самоуверенности и самодовольстве вас всегда значительно опередит. Вообще бороться со злом его же методами – не лучшая идея, и хорошо бы понять это, когда уже не станет, увы, слишком поздно.