Давайте вначале разберем, что такое слоговая структура слова. Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. Она характеризуется количеством слогов в слове, их линейной последовательностью, местоположением ударного слога.
Когда же у ребенка слоговая структура слова в норме, а когда нарушена?
Для этого рассмотрим этапы формирования слоговой структуры, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи».
1 год 3 мес.–1 год 8 мес.– ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту»;
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – воспроизводятся двусложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в трехсложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: «кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (прицепилась);
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Таким образом, для ребенка до 3-х лет нарушение слоговой структуры слова – это физиологическая норма. Но, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик ( мотоцикл), липека( таблетка), томаок ( молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда.
Иногда встречаются у ребенка без серьезных речевых нарушений сложности при произнесении длинных малознакомых слов, либо слов со стечением согласных. Произнесение же им хорошо знакомых слов не вызывает затруднения. В данном случае нужно расширять словарный запас ребенка.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий, и самостоятельно оно, без помощи специалиста не пройдет!
Какие же встречаются проявления нарушения слоговой структуры слова.
1. Нарушение количества слогов:
- сокращение слова, пропуск слога ("бака" вместо "собака", "моток" вместо "молоток");
- опускание слогообразующей гласной ( "пинино" вместо "пианино", "тулет" вместо "туалет");
- увеличение числа слогов за счет вставки гласной в стечение согласных ("команата" вместо "комната", "кукала" вместо "кукла").
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове ("моколо" вместо "молоко", "басака" вместо "собака");
- перестановка звуков в соседних слогах ("гебемот" вместо "бегемот", "букики" вместо "кубики").
3. Искажение структуры отдельного слога:
- пропуск согласной в стечении ("тол" вместо "стол", "пока" вместо "полка";
- вставка дополнительных согласных в слог ("лимонт" вместо "лимон").
4. Уподобление слогов ("кококосы" вместо "абрикосы", "татамат" вместо "автомат").
5. Устойчивое повторение (персеверации) - "били..били...билитекарь" вместо "библиотекарь", "пананама" вместо "панама"
6. Преждевременное произношение звуков, входящих в последующие слоги слов (нананасы" вместо "ананасы").
7. Смешение элементов слов ("в холодильнице" вместо "в хлебнице",
"в холодильнике".
Чем же опасно нарушение слоговой структуры слова?
Кроме того, что речь ребенка с нарушением слоговой структуры слова малопонятна окружающим, так именно это нарушение является одной из причин возникновения сложностей при освоении письменной речи и чтения, что приводит к развитию дислексий и дисграфий у детей. И чем позже начать коррекционную работу, тем сложнее будет добиться стойкого результата.
Что же делать? Как проходит коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова?
Об этом поговорим в следующей статье...
Понравилась статья, ставим лайк и подписываемся на мой канал!