Найти тему
Прикосновения

Как цыгане Баталова «чуть на кол не посадили»

20 ноября народному любимцу Алексею Баталову исполнилось бы 94.

Его актерский феномен поражает: Баталов снялся «всего» в тридцати картинах, а его фильмы «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит» пересматриваются из года в год, вызывая у нынешних зрителей все те же горячие чувства, как и много лет назад.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

ЗАКУЛИСНЫЙ РЕБЕНОК

Жизнь Баталова и сама могла бы стать основой увлекательнейшей экранизации.

Его отчимом был известный писатель Виктор Ардов. В его комнате жила Анна Ахматова, а за столом собирались Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, Бродский, Пастернак, Раневская... Он просто не мог не оправдать знакомства с ними.

Выбор профессии был естественным. Баталов вспоминал:

«У мамы все подружки - актрисы, самая давняя - Вероника Полонская. Та, из-за которой Маяковский застрелился... Я сроду не знал что такое «песочница»! В основном гулял среди декораций. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актеров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актером. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять моих прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын… Кстати, мой дядя, знаменитый Николай Баталов, утверждал, что наш род пошел от Баталини - был такой цирюльник при дворе Екатерины II».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Алеша Баталов с младшими братьями

Мало кто знает, что впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте в фильме «Тимур и его команда». Но тогда родители не отпустили Алешу на съемки. Поэтому первая картина, где он снялся в крошечном эпизоде, была «Зоя» - о легендарной Зое Космодемьянской, вышедшая на экраны тремя годами позже.

Закончив школу-студию МХАТ, молодой актер поступил в Художественный театр. Однако проработал там недолго – «сманило кино». Он оставил Москву и уехал в Ленинград на «Ленфильм», где, по собственному признанию, был абсолютно счастлив.

«Да, я считаю себя душой театрального происхождения, поскольку всем на свете благодарен и обязан театру, - утверждал Баталов. - Но что же теперь сделаешь... Я киноактер, и считать себя артистом театра было бы жульничеством. Но в кино меня бы и близко не было, если бы не Иосиф Ефимович Хейфиц, пригласивший меня в 1954 году на съемки фильма «Большая семья». Он, словно сказочный папа Карло, сумел из чурбана сделать живого киномальчика. «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой»... Без Хейфица меня в моем нынешнем качестве бы не было».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В детективе «Дело Румянцева», 1955 год

«ВЫ СЫГРАЛИ МОЮ СУДЬБУ»

В 1957 году на экраны вышла лента «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова, принесшая ее создателям и актерам всемирную известность. И в том, что картина стала единственной игровой полнометражной лентой советского производства, получившей в Каннах в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь», была немалая заслуга именно Баталова. Впрочем, сам актер никогда не считал эту роль своей любимой.

«Любимые роли - довольно неопределенная вещь. Это как любимая женщина - та, с которой ты любишь быть.... Безусловно, самое любимое и лучшее из того, что я играл в кино, - «Живой труп», потому что это Толстой, и «Дама с собачкой», потому что это Чехов. А «Летят журавли»? Там вся моя роль, наверное, займет не больше 15 минут, если ее вырезать. Но мне дорога эта картина, дороги люди. Не моя физиономия на полотне, а что-то совсем другое», - признавался актер.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в военной драме «Летят журавли», 1957 год

В 1962-ом Баталов снялся в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года» и по опросу читателей журнала «Советский экран» был назван лучшим актером года.

Следующим этапным событием в его творческой биографии стала роль Гоши в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Этой ленте была уготована счастливая судьба - она получила главную награду мирового киноискусства, премию «Оскар».

Говорят, "на Гошу" пробовались многие популярные актеры, и режиссер Владимир Меньшов никак не мог определиться с выбором, пока в один из вечеров неожиданно не увидел по телевизору фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в роли молодого врача. И хотя по возрасту Алексей Баталов был старше своего сценарного героя на пятнадцать лет, Меньшов предложил сниматься именно ему. Но актеру идея не понравилась, и он, сославшись на занятость, отказался. Скрепя сердце, Меньшов уже было утвердил кандидатуру Вячеслава Тихонова, когда поздней ночью у него зазвонил телефон.

«Вы знаете, - прозвучал в трубке голос Баталова, - я прочитал сценарий. Бог с ней, с работой. Я согласен».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С Верой Алентовой в мелодраме «Москва слезам не верит», 1979 год

Роль в фильме «Москва слезам не верит» стала для Баталова, по его собственному признанию, во многом итоговой. Технаря Гошу тут же завалили письмами поклонницы, мечтающие о таком же надежном мужчине. «Подскажите, на какой электричке ездит Баталов?», - на полном серьезе интересовались они.
Баталов вспоминал: «Конечно, это счастье, что фильм помнят до сих пор. Тогда его критиковали режиссеры. Но они все обалдели, когда картине дали американского «Оскара», чуть «не съели» Меньшова живьем. Критики писали о Гоше: «Таких в реальной жизни - не бывает». А у меня хранится письмо от зрителя, в котором написано: «Вы сыграли мою судьбу».

Самое удивительное, что кинокарьера Алексея Баталова насчитывает всего 30 картин - слишком придирчив он был в выборе ролей. Последний раз Баталов снялся в «большом» (!) кино в далеком 1986 году – в ленте Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных», после чего потерял интерес к кинематографу. На вопрос «почему больше не снимается», Алексей Владимирович отвечал: «Предложения, конечно, поступают. А когда фильмы выходят, я благодарю Бога за то, что отказался. Это, во-первых. Во-вторых, есть ВГИК, в котором я преподаю. И в третьих, для меня очень важна семья».

ЦЫГАНЕ ГРОЗИЛИ РАСПРАВОЙ

Кстати, о личной жизни Баталов не любил рассказывать. Наверное, потому, что слишком она была бурной. Еще студентом Школы-студии МХАТ Баталов женился на подруге детства Ирине - дочери известного художника Константина Ротова, которая родила ему дочь Надежду. А спустя два года на съемах картины «Дело Румянцева» 26-летний Алексей влюбился без памяти. Об увлечении Баталова красавицей цыганкой, потомственной циркачкой Гитаной Леонтенко, ходили легенды.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Со второй женой Гитаной Леонтенко

«В 1953 году мы с другом пошли в цирк. Увидев выступление Гитаны, я сразу решил познакомиться. Это было несложно: я хорошо знал Никулина, с которым моя Гитана работала в одной программе. Она была самой лучшей карьер-наездницей в цирке и танцовщицей в цыганском театре. Ей было восемнадцать лет, и она была очень хороша», - вспоминал актер.

В течение девяти лет влюбленные были вынуждены встречаться тайно, так как родственники Гитаны настаивали, что мужем цыганки может стать только цыган.
«Это была сильнейшая любовная драма, - говорил Баталов. - Родные Гитаны препятствовали браку, грозили физической расправой. Но в 1963 году мы поженились. На всю жизнь. У нас родилась дочь Маша...»

Правда, после обретенного, наконец, счастья случилась непоправимая беда. Дочь Алексея Владимировича от второго брака родилась с тяжелым диагнозом - детский церебральный паралич. И традиционная, и нетрадиционная медицина оказались не в силах помочь. Маша всю жизнь прикована к инвалидному креслу.
"Маша старается, она молодец, - с гордостью говорил Алексей Владимирович незадолго до своего ухода. – Заочно закончила ВГИК, пишет сценарии к фильмам. Член Союза писателей и Союза кинематографистов России. Занимается французским языком, хотя ей трудно говорить. Она - глубокий человек. И вообще, если что и держит меня здесь, то это дочь».

Последние годы кумир миллионов основной своей профессией считал преподавание актерского мастерства во ВГИКе. «Больше всего жалею о том, что мало сделал. Много фильмов не поставил. Готовые сценарии так и остались неснятыми. А мечты? Еще бы что-то сделать хорошо бы», - сказал актер в одном из последних интервью.

В январе 2017-го Алексей Баталов упал дома, сломав шейку бедра правой ноги. Его сразу отвезли в больницу, откуда он уже не вышел. Алексей Владимирович скончался 15 июня того же года.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников