Горнозаводск - место интересное, сейчас это село, которое раньше было городом и даже районным центром! Но, к сожалению, по разным причинам даже города превращаются в сëла. Населëнный пункт расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в 18-ти километрах к югу от районного центра, города Невельск. До 1947-го года назывался Найхоро, а с 1947-го по 2005-й — город Горнозаводск.
И.А. Самарин («Топонимика Невельского района»):
Самое древнее название на территории Невельского района приводится на японской карте 1700г., составленной кланом Мацумае. Оно читается как «Синаё». Карта очень схематична и по ней, можно только предположить, что на ней изображены селение и река Синнай, известные сегодня как с. Горнозаводск и р. Лопатинка
В XIX-ом веке здесь было небольшое селение айнов - Найборо, название которого можно перевести на русский как «большая река». В селении этом, в январе 1854-го года побывал исследователь Южного Сахалина Николай Васильевич Рудановский.
Из его отчёта:
9 Генваря. Из бухты Око проехал бухты Тообуси, Турумай, Токомбо и Найборо.
Найборо последняя бухта в заливах Невельского, отсюда берег принимает направление по мередиану к югу. <…>
По видимому и по словам туземцев в заливах рыба ловится хорошо; это привлекает Айнов заселять эти бухты, в ущерб народонаселению по берегам от Идунок к Nду и Sду. Берег от селения Найеро (Пензенское – D.T) до заливов Идунок (Невельского – D.T) на 80 вёрст не обитаем, имеет берега утёсистые, мысы, выходящие отвесно в воду заграждают зимою путь по берегу, так что между Найеро и Идунками сообщение зимою прерывистое, летом оно бывает на лодках, тогда расстояние из Найеро в Мауку (Холмск – D.T) протекает в один день.
От Идунок к Югу, до селения Сирануси (мыс Крильон – D.T) на 70 вёрст тоже не обитаемо, ибо рыба худо ловиться, берег не имеет речек. Сирануси так же безрыбное место, но здесь живут до 70 душ, потому что здесь место куда сходятся летом Гиляки, Манчжуры и Японцы для мены. Но в зимние месяцы Айны из Сирануси идут жить или в Идунки или в Кусункотан (Корсаков – D.T). В Идунках жителей 913 душ, из этого числа в Мауке 700.
Рудановский ночевал в Найборо, именно из этого селения он отправил отчёт Н.В. Невельскому о своих поездках по острову.
В 1855-ом году, по Симодскому договору Сахалин стал совместным владением России и Японии, на острове увеличивается присутствие обеих стран, появляются военные посты. В 1869-ом году в районе нынешнего Горнозаводска был образован русский сторожевой пост Портунайский (1869-1870 гг.), который в то время был самым южным сахалинским постом на побережье Татарского пролива. Правда, существовал он совсем не долго.
А по Портсмутскому мирному договору, положившему конец Русско-японской войне в 1905-ом году, южная часть острова Сахалин отошла к Японии. Началось освоение новых территорий японцами, на месте айнского селения Найборо образовался посëлок Найхоро (яп. 内幌), который долгое время оставался небольшим населённым пунктом, жители которого занимались в основном рыбной ловлей и охотой.
Но потом всё изменилось. В 1929-ом году акционерное общество «Мицубиси коге кабусики кайся» приобрело на аукционе горный участок, началось строительство шахты на месторождении бурого угля в районе Найхоро. Стартует добыча угля, для вывоза которого в город Хонто была построеная линия узкоколейной железной дороги. При самой шахте также были построены склады леса и электростанция, а также обогатительная фабрика.
В 1935-ом году закончилось строительство завода по производству искусственного топлива (бензина из угля) и других синтетических материалов. Это уникальное предприятие было крупнейшим в Найхоро.
Бурному развитию промышленности сопутствовал и рост населения. Согласно официальным данным, за 10 лет с 1925-го года по 1935-ый население Найхоро выросло с 2767-ми до 6646-ти человек, то есть более чем в два раза. В 1941-ом году число населения перевалило уже за 10 тысяч человек, в этом же году посёлок Найхоро получил статус города. Он являлся центром одноимённой волости Найхоро-мура, которая в разное время относилась к уездам Маока и Хонто.
Город развивался. Однако были и неприятности, например, 16 ноября 1939-го года в Найхоро произошёл крупный пожар, в результате которого погибли 2 человека, 1 получил серьёзные травмы.
По итогу поражения Японии во Второй Мировой Войне Южный Сахалин вошёл в состав РСФСР и рабочий посёлок Найхоро 15 октября 1947-го года был переименован в город Горнозаводск. Однако название "Найхоро" не исчезло, оно сохранилось в народе, как неофициальное название части Горнозаводска, которая ближе к морю. Правда сейчас от него мало что осталось.
Как наследие японского периода, в Горнозаводске сохранился японский памятник воинам, не вернувшимся с войны, который стоит на сопке возле моря, посреди кладбища. Местные его называют "японской печкой" (за сходство с оной). Сами японцы называли эту сопку "Тюкон-хи но яма" (гора "памятника показавшим верность"). По рассказам бывшего жителя Найхоро господина Кэнти, на этой возвышенности возле памятника стояла пушка, которая раз в год делала выстрел в сторону моря в память о погибших воинах.
Японские предприятия города продолжили работу при советской власти. В 1946-ом году возобновил работу бензиновый завод, правда выпускал продукции в меньших обьёмах, чем при японцах, позже и вовсе прекратил работу, а в его помещениях образовался завод строительных материалов. Главным градообразующим предприятием города оставалась угольная шахта, которая в 1948-ом году стала шахтой №4, а в 1974-ом году получила гордое наименование "Горнозаводская". Благодаря шахте город и получил своё название (по основному производственному признаку).
В 1947-ом году началось строительство линии железной дороги Горнозаводск-Шебунино, чтобы подключить шебунинскую угольную шахту к общей системе железных дорог острова. Строительство, которое велось методом народной стройки, завершилось в 1949-ом году, когда железнодорожная ветка протяжённостью 48 километров была наконец сдана в эксплуатацию.
На рубеже 50-х годов Горнозаводск активно развивался, тогда он был застроен в основном деревянными японскими постройками, взамен которых строилось новое жильё для прибывающих работников шахты и других предприятий. Так сформировалась центральная часть города, которую в народе прозвали "Черёмушки". В 1952-ом году открыта Горнопромышленная школа №4, чтобы обучать будущих горняков на месте. Позже на её базе было создано ПТУ №5, где стали готовить специалистов не только для угольной отрасли.
Центр города начал обрастать многоэтажными домами. Население увеличивалось, развивалась инфраструктура. В Горнозаводске строились социальные обьекты, школы и детские сады, городская больница, стадион "Горняк", кинотеатр "Шахтёр", который позже стал домом культуры. Всё это привело к решению о выделении Горнозаводска из Невельского района и создании нового, Горнозаводского района, который существовал в период с 22-го августа 1951-го по 31-ое августа 1956-й года. В подчинение ему входили: село Лопатино, рабочие поселки Первомайск и Шебунино, сельсоветы - Ватутинский, Крильонский и Чкаловский. Население района составляло порядка 17 тысяч человек.
Не смотря на упразднение Горнозаводского района, город продолжал развиваться. В 1962-ом году в Горнозаводске был образован зверосовхоз "Заречный", который отличался своей продукцией на всесоюзных пушных аукционах, да и зарубежом. Это было ещё одно крупное предприятие города.
Горнозаводск развивался вплоть до 90-х годов, к этому моменту он выглядел, как небольшой город, больше похожий на рабочий посёлок с населением около 12 тысяч человек.
Экономический кризис 90-х годов привёл к резкому упадку. В 1997-ом году шахта "Горнозаводская" закрывается ввиду нерентабельности, для города это становится сильным ударом. В результате ликвидации главного градообразующего предприятия, началась безработица и резкий отток населения. В течение 90-х гг. были ликвидированы многие промышленные предприятия: горнозаводский торг, комбинат общественного питания,
автотранспортное предприятие, завод железобетонных изделий, участок тяжелой механизации, комбинат бытовых предприятий, 4 детских сада, ремонтно-строительный участок. В 2002-ом году перестал существовать и зверосовхоз «Заречный».
Население сильно сократилось. В 2004-ом году Горнозаводску был присвоен статус села...
Раньше в Горнозаводске было даже две железнодорожные станции - Горнозаводск и Шахта-Сахалинская, расстояние между ними было порядка 2-х километров. Станция Горнозаводск являлась разъездом, где скрещиавались поезда из Холмска и Шахты-Сахалинской. Пассажирское сообщение отсутствует с 1999-го года, позже, видимо опять же из-за нерентабельности, обе станции были вовсе ликвидированы, как и станция в Шебунино, а пути разобраны. И поныне одинокий, никому не нужный, железнодорожный мост через речку Лопатинку в Горнозаводске вызывает смешанные чувства.
Сейчас перспектив для развития села нет, однако не всё так плохо. Благом является близость райцентра, к тому же в последние годы улицы Горнозаводска благоустраиваются, это небольшой и уютный посёлок, история которого богата трудовыми подвигами горняков. Бывать здесь приятно!