Если бросить взгляд на глобальную карту литиевых рудников - Китай там особо не выделяется. Эта страна добывает менее 10 процентов мирового объема лития. Но уже много лет Китай лидирует в мировом буме электромобилей — по прогнозам, в этом году будет продано колоссальных 6 миллионов электромобилей. Это означает, что китайским компаниям нужно постоянно увеличивать свою долю в закупках полезных ископаемых. Поэтому китайцы отправились их искать по всему миру.
Китайские горные гиганты стали самыми известными в глобальном потоке покупок рудников. Tianqi Lithium владеет 25 процентами акций одной из двух крупнейших горнодобывающих компаний Чили SQM. Ganfeng Lithium, крупнейший в мире производитель металлического лития, владеет 50-процентной долей в Mt Marion, крупном руднике в Западной Австралии, где в настоящее время добывается довольно много лития.
Ganfeng Lithium оптимистично смотрит в будущее — у нее есть инвестиции в разрабатываемые проекты по добыче полезных ископаемых в таких странах, как Ирландия, Аргентина, Мексика и Мали. Ganfeng Lithium также сама является производителем аккумуляторов, поэтому контроль над этими ресурсами обеспечивает безопасность цепочки поставок. Другие китайские производители аккумуляторных батарей, такие как CATL, также обратились непосредственно к источникам полезных ископаемых, покупая иностранные литиевые рудники, для увеличения собственных запасов.
Аналогичная история и с другими важными минералами для аккумуляторов. Китай добывает очень мало кобальта, но китайские компании владеют или имеют долю в 15 из 19 кобальтовых рудников в Демократической Республике Конго, согласно данным New York Times. В случае с никелем китайские компании активно инвестировали в Индонезию, которая является крупнейшим в мире производителем этого металла. Внутри страны Китай доминирует только в мировой добыче одного ключевого минерала для аккумуляторных батарей: графита.
Китайские компании получили преимущество в глобальной борьбе за эти полезные ископаемые отчасти потому, что китайское правительство сделало стратегический выбор в пользу развития отечественной индустрии электромобилей более десяти лет назад. Благодаря щедрым субсидиям, стимулирующим продажи электромобилей, китайские компании смогли и сами начать делать смелые и крупные инвестиции. Китайские государственные банки также помогли финансировать проекты по добыче полезных ископаемых везде, где это требовалось - от провинции Цинхай до Демократической Республики Конго. “Сигнал от государства был совершенно четким”, - сказала Джейн Накано, старший научный сотрудник программы энергетической безопасности и изменения климата в Центре стратегических и международных исследований.
Быстро развивающийся бизнес электромобилей также помог китайским компаниям стать мировыми лидерами на следующем уровне цепочки поставок: переработке. Это важнейший этап, на котором минерал превращается в химические вещества, которые можно использовать для изготовления батарей. Более 60 процентов мирового производства лития, никеля, кобальта и графита находится в Китае.
Поэтому, неудивительно, что китайские компании производят подавляющее большинство литий-ионных аккумуляторов в мире.
По мнению одного из политиков США (некто Миллер) - подход Китая в настоящее время рассматривается как пример для подражания.
Что мы, безусловно, говорили в наших беседах с политиками в США и других частях мира, так это то, что вы действительно можете смотреть на то, что сделал Китай, как на довольно сильный образец для всей мировой отрасли.
***
Статьи по теме:
США хотя выяснить какие ресурсы контролируют Россия и Китай за рубежом