Лоси тут очень даже при чем, но в рамках прохождения такого теста, лоси всегда гипотетические. Хотя сам тест назвали так именно из-за лосей, которых часто можно встретить на дорогах Швеции (тест впервые появился именно там). Но, в отличие, например, от оленей и других диких животных, часто выбегающих на дорогу, лоси – самые крупные и тяжелые. А значит столкновение с ними в прямом смысле может быть смертельно-опасным не только для самого лося, но и для человека за рулем авто.
Вот в Швеции и придумали такой тест, явно вдохновившись тем, как занимательно порой резко обруливать лося, уходя при этом в занос или вставая на два колеса. «Тест объездного маневра» стали использовать по всему миру, убедившись в том, что он не только веселый, но и познавательный.
☞ Смысл теста очень прост. Машину необходимо разогнать до 50 км/ч (для начала), затем нужно резко повернуть руль влево, объезжая специально выставленные конусы, а затем обратно вправо, направляя машину на изначальную траекторию движения ↙︎
После первой успешной попытки, скорость увеличивается, затем еще и еще. Так выявляется предельная скорость для такого маневра на конкретной модели авто. Предельная – то есть та, на которой поставленная задача объезда препятствия выполнена, и при этом машина не потеряла управление: не ушла с траектории, не возник занос/снос или… переворот, например.
Важный момент: в момент руления не нужно тормозить! Это тест не на реакцию машины на торможение, а на поведение при резком рулении.
Этот тест и разные машины, участвующие в нем – зрелище и правда интересное. Вы можете просто набрать в поисковой строке «лосиный тест» и посмотреть, почитать. Я нашла довольно интересную подборку у журнала Авто.ру, вот ссылка Там и видео, и пояснения к видеоряду.
По результатам теста можно понять, насколько маневренным является тот или иной автомобиль, как ведет себя в экстремальных ситуациях, как работают и основные агрегаты (подвеска, рулевая рейка, колеса), и вспомогательные (электронные системы стабилизации, курсовой устойчивости и пр.).
Самое главное – этот тест проводят для новых автомобилей, чуть ли не только-только сошедших с конвейера. Производители оценивают свои труды над автомобилем, после чего либо остаются вполне удовлетворены, либо же дорабатывают свои модели, чтобы те лучше справлялись с подобными ситуациями при объездных маневрах.
Да и для тех, кто собирается покупать новую машину и ищет информацию о ней, «лосиный тест» может оказаться полезным (если такую модель тестировали таким образом). Можно будет заочно познакомиться с автомобилем, глядя как он проходит подобные испытания. Познакомиться, посмотреть, да сделать выводы ;)
А теперь «лосиный тест» под другим углом: со стороны водителя.
Еще до того, как такой тест стали официально проводить для проверки автомобилей, он уже существовал в автоспорте и в программах экстремального и контраварийного вождения.
В автоспорте даже есть специальное название для ситуации, смоделированной на «лосином тесте» ↙
Ретардер — искусственно созданное препятствие на прямом участке дороги, для снижения скорости путем его объезда.
Такое препятствие создается на раллийных или кольцевых трассах, ставятся либо те же конусы, либо отгораживается/создается специальный участок трассы. Делается это для сложности и зрелищности ;) ну не интересно же постоянно по прямой ехать с бешеной скоростью! Нужно иногда вылететь из поворота, а когда только траектория движения распрямится, тут же резко осадить машину, снизив скорость в полтора-два раза, а потом резко порулить влево-вправо (или наоборот), а потом снова разгоняться. Вот оно – веселье! 😉
Ретардер считается одним из самых сложных участков на гоночном треке или на трассе для ралли. Здесь и смена передач, и резкое, но четкое торможение, и безупречная рулежка с последующим отлавливанием (стабилизацией) машины, если она все же на секунды перестала слушаться пилота. Такой «лосиный тест» – это не затяжной поворот, который можно пролететь в управляемом заносе, заранее выставив машину по нужной траектории.
Это сложный, но четкий, отточенный набор очень быстрых действий водителя. Ретардер пролетают за 2 секунды, но до/в процессе/и после него водитель делает больше десятка действий и руками и ногами! Пилоты отдельно учатся проезжать такие участки, ведь это навык, который помогает еще лучше и быстрее справляться с машиной, понимать ее.
И на курсах контраварийного/экстремального вождения этому учат. Навык прохождения «лосиного теста»отрабатывается после освоения навыков быстрого и точного руления, после работы с заносами и сносами, после того, как ученик понял, что такое «потеря управляемости» и что с ней делать в разных ситуациях. Как стабилизировать машину и возвращать на путь истинный прямолинейного движения.
➤ В качестве итога и, пожалуй, главной мысли этой статьи, я хотела бы взять на себя наглость и прям-таки порекомендовать каждому автомобилисту попробовать на себе «лосиный тест». Особенно это актуально для начинающих водителей и для тех, кто за рулем давно, но не совсем понимает свою машину (кто не выезжает на дороги в ливень/снег/гололед, боится ездить ночью или по трассе на высокой скорости). То есть, новички и неуверенные в своих навыках водители, это наглая просьба к вам!
Если у вас нет возможности пройти курсы контраварийного вождения, вы можете потренироваться сами. На какой-то специальной площадке/треке для обучения, на пустыре и тд. В общем там, где вы сможете разогнаться хотя бы до 40 км/ч (для начала), а потом еще должно остаться место для маневра и торможения. Вместо конусов мы можете использовать бутылки по 5 литров. Главное, чтобы вам было их хорошо видно! Подробную инструкцию для выполнения теста можно найти в интернете. Лучше всего подойдут обучающие видео с курсов контраварийного вождения (их полно в сети в свободном доступе).
Чтобы не допустить опрокидывания авто, выполнять тест нужно правильно! Не переусердствовать со скоростью входа и с рулением. Поэтому начинать можно вообще со скорости в 30 км/ч. Прочувствовать, убедиться, что все делаете правильно, при этом понимаете, что происходит с машиной, да что с этим делать. А затем уже увеличивать скорость.
Важно❗️пробовать «лосиный тест» стоит уже после того, как вы познакомились с заносами, сносами и стабилизацией автомобиля. Ну и помните, что в случае опрокидывания, нужно очень быстро рулить в сторону опрокидывания ;) тогда машина встанет снова на 4 колеса.
Что думаете о «лосином тесте»? Нужен он водителю и его автомобилю? ;) умеете быстро и четко обруливать препятствия на скорости свыше 50 км/ч?