Найти тему
ЮФУ | SFEDU

#К_слову: о рождении звезд. Как рождаются звезды астрономические и «звезды» — знаменитости

Психолог, астроном и генетик ЮФУ ответили на вопрос «Как рождаются звезды?».

Космической телескоп «Джеймс Уэбб» передал ученым новые снимки «Столпов Творения» — скопления межзвездного газа и пыли из туманности Орел. Снимок представляет собой «очень детальный ландшафт, в котором в плотных облаках газа и пыли формируются новые звезды».

«Столпы Творения» - рождение звезд на фотографии сделанной космическим телескопом «Джеймс Уэбб», 2022 г
«Столпы Творения» - рождение звезд на фотографии сделанной космическим телескопом «Джеймс Уэбб», 2022 г

О рождении космических звезд

Первой серьезной заявкой на объяснение процесса рождения звезд была идея Исаака Ньютона о том, что под действием силы гравитации более-менее однородная газовая система будет разорвана на клочки, при сжатии которых впоследствии и рождаются звезды. Этот процесс математически описал в начале 20 века Джеймс Хопвуд Джинс. Им был получен соответствующий критерий распада среды на комки – будущие протозвезды.

«Столпы Творения» - рождение звезд на фотографии сделанной космическим телескопом «Хаббл», 1995 г.
«Столпы Творения» - рождение звезд на фотографии сделанной космическим телескопом «Хаббл», 1995 г.

«Процесс формирования звезд протекает приблизительно одинаково: это сжатие облака газа под действием силы его гравитации. Но чтобы сей процесс пошел, надо облако как-то охладить, иначе сила давления газа в нем будет препятствовать его сжатию. Охлаждение газа в основном происходит за счет его излучения. Если в среде есть тяжелые элементы – углерод, кислород и некоторые другие, а также космическая пыль, то они могут охладить облако настолько, чтобы оно стало сжиматься, превратившись в группу родившихся звезд», — отмечает профессор кафедры физики космоса Физического факультета ЮФУ Юрий Мишуров.

Профессор кафедры физики космоса Физического факультета ЮФУ Юрий Мишуров
Профессор кафедры физики космоса Физического факультета ЮФУ Юрий Мишуров

Можно ли воспитать талант?

В бесконечном космическом пространстве каждая звезда по-своему уникальна, так же и каждый человек на планете Земля обладает индивидуальными особенностями, и кому-то из них суждено стать «звездой».

Прежде чем ответить на это вопрос, нужно различать три термина —одаренность, талант и гениальность.

«Одаренность означает, что ребенок обладает таким складом личности, который позволит ему достичь гораздо больших успехов, чем его сверстникам. Это системное свойство личности, включающее в себя и высокие способности, и высокую мотивацию к деятельности, даже собственную инициативу в ее выполнении, и высокий творческий потенциал, и определенные личностные качества, например упорство в достижении цели. Талант же предполагает высокий уровень специальных способностей и дан он не каждому. В основе таланта лежат задатки – врожденные природные особенности, предрасположенность человека к какой-то конкретной деятельности (музыкальный слух, подвижность как свойство нервной системы). Гениальность – это высший уровень развития одаренности, гении встречаются крайне редко. Поскольку созданный гениальным человеком продукт опережает время, оценить его гениальность мы сможем спустя какое-то время, а не прямо сейчас», — поясняет главный научный сотрудник Академии психологии и педагогики ЮФУ, доцент Людмила Дикая.

Главный научный сотрудник Академии психологии и педагогики ЮФУ, доцент Людмила Дикая.
Главный научный сотрудник Академии психологии и педагогики ЮФУ, доцент Людмила Дикая.

Эксперт замечает, что гения воспитать достаточно сложно, для этого должны быть определенные предпосылки. Вероятность воспитать талант намного выше, но при условиях, что у человека есть задатки, предрасположенность к какому-либо виду деятельности и сильная мотивация, которая способствует длительной, порой изнурительной самостоятельной работе над собой. Важную роль в воспитании таланта играют родители, история Томаса Эдисона служит отличным примером этому — учителя считали Эдисона «ограниченным» и попросили родителей забрать его из школы. Мать дала ему первое образование, при этом не сказав ему о мнении учителей, она всячески поддерживала его уверенность в себе. В результате сын стал известным изобретателем и предпринимателем.

Существует ли ген гениальности и передается ли талант по наследству?

Профессор кафедры генетики Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского Александр Усатов отмечает, что так называемого гена «таланта» не существует, поскольку талант — это широкое понятие, формирование которого контролирует не только генотип в целом, как единая, скоординированная, структурно-функциональная система, но и окружающая среда (воспитание, обучение и т.д.).

«Это объясняется общебиологическим принципом, что любой фенотип (совокупность всех признаков и свойств организма) всегда формируются под действием генотипа (совокупность всех генов организма) и среды развития. Отсюда следует, что предметно можно говорить об уровне наследования более конкретных признаков (с узкой нормой реакции), таких как, способности памяти, концентрации внимания, наличия аналитического и логического мышления и т.д.», — рассказывает генетик.

Под воздействием силы гравитации и упорства рождаются истинные звезды на небе и среди человечества!