Найти тему

Выпуск №1. Предисловие (ч7)

Часть №7. Регалии войска Донского
Часть №7. Регалии войска Донского

Регалии войска Донского

Казачьи братства, создававшиеся с древних времен на славяно-тюркском степном пограничье, выработали собственные знаки и атрибуты своего группового единства, в которых как бы раскрывается его сущность - душа. Эти символы стали позднее называться Регалиями, и они наделяли человека или общность, которому они принадлежали, властью и являются священными. Они фиксируются письменными и этнографическими источниками, а потому есть возможность воссоздать их предметный облик и выявить сакральный смысл. Тема интересная, но об этом «другой раз».

Со временем, по мере того, как формировалось войско Донское, и оно становилось составной частью Российской империи, изменялся смысл и философия Регалий. Они стали включать в себя совокупность предметов, прямо или а посредственно несущую печать высочайшей монаршей милости, благодарности казакам за их верную службу. Поскольку предметы эти даровались разными монархами в разное время, то они стали представлять овеществленный свод времени, формирующий историческую память казаков, их осознание причастности к прошлому войска, славе и подвигам предков. В Запорожском и Донском войске часто использовался синоним слову «Регалии» - «Клейноды» (драгоценная вещь с нем.).

Регалии-Клейноды хранились в войсковой церкви и канцелярии, откуда выносились, только по особому приказу атамана: в торжественных случаях, в дни войскового круга и общевойсковых походах. Сохранение Регалий была священным воинским долгом, ибо Регалии были душой войска, а значит и само войско. Что касалось сохранения Регалий от внешних врагов, то здесь все было нормально. Но борьба с внутренним врагом часто проигрывалась: часть Регалий уничтожалось в результате политических катаклизмов и стихийных бедствий. Время и условия хранения их также щадили.

Опишем наиболее важные и ценные из Донских войсковых Регалий на начало 19 века. Прежде всего, это грамоты, знамена и символы атаманской власти: булавы, насеки, бунчуки, печати и другие менее известные ценные подарки монархов (медали, оружие, литавры, кубки и т.д.).

Грамоты и знамена жаловались донским казакам всеми монархами, начиная с Ивана Грозного. О знаменах в следующих выпусках, а сейчас о грамотах.

Грамоты заключали в себе как информационную составляющую, так и материальную, представительскую. В плане исторической сохранности информации с этих документов было более-менее нормально. Содержание грамот сохранилось благодаря стараниям историков и общественных деятелей: Лишина А.А., Прянишникова.И.П., Попова Х.И. Они собрали тексты грамот, систематизировали их и опубликовали, на память потомкам.

Хуже дело обстояло с материальной частью. Большинство грамот пропало, безвозвратно во времени: в результате политических катаклизмов, пожаров, наводнений и ненадлежащего хранения. В пожаре 1744 года в Черкасске сгорели грамоты и другие клейноды, дарованные Петром I. В революцию и гражданскую войну Регалии были вывезены за границу, в результате скитаний на чужбине часть ценностей была утрачена. В 1946 году вернулось на родину уже не всё. Да и «охотников за сокровищами» всегда было немало.

Наиболее ценными были грамоты жалованные за «верные службы» и «отличные подвиги» Войска. Они богато и красиво оформлялись, с печатями и оригинальной подписью, заключались в специальные драгоценные ковчеги. Эти грамоты были памятниками Высочайшего к нему благоволения – Регалиями. Четыре раза в год в войсковые дни, а также в особо торжественных случаях грамоты выносились перед Войсковой Канцелярией, и зачитывалась на Войсковом Круге одна из них.

Из грамот жалованных монархами до начала 19 века, как следует из сообщений указанных выше лиц, оставалось в оригинале за подписью императриц три единицы: Елизаветы Петровны от 10 марта 1746 года, Екатерины II от 28 июля 1775 года и 27 мая 1793 года.

В настоящее время известно об одной оригинальной грамоте Екатерины II от 28 июля 1775 года, которая находится в Архивном фонде Российской Федерации. Текст последней грамоты приведен в этом выпуске, но о судьбе самого оригинала ничего не известно. Во всяком случае, интернет «молчит».

-2

Далее о символах атаманской власти. Жаловались они русскими царями и императорами войсковым атаманам, а значит и всему Войску, так как атаман – это лицо Войска. Известные Клейноды последнего столетия дарованы войску Донскому Петром I: в 1704 году – насека и печать, в 1706 году – пернач и бунчук. В 1776 году войску пожалованы от Императрицы Екатерины II булава, насека и бунчук. Каково значение перечисленных регалий. Все они имели в давние времена практическое значение и лишь, потом стали символами атаманской власти, казачьего достоинства и чести. Итак, по порядку.

Булава (от общеславянского — шишка, желвак, ком, набалдашник) - холодное оружие ударно-дробящего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами. Различают обычную шарообразную булаву и пернач (или шестопёр). В последнем случае, к верхней головке приваривались рубящие кромки (обычно шесть или восемь), по форме напоминающие перья. Длина булавы составляла 50—80 сантиметров.

Булава как знак представителя власти становится известной в Европе с X столетия. В середине столетия булава стала неотъемлемым знаком власти польских гетманов, а затем малороссийских, запорожских и донских казаков. На всех изображениях гетманов и атаманов тех времен присутствовала булава. Булавы стали украшаться драгоценными металлами, камнями и жемчугом. Замена старинных казачьих регалий присланными правителями тех времен (русскими, польскими или турецкими) свидетельствовала о том, что у войсковых символов со временем появилась еще одна функция – служить знаком поступления Войска к ним на службу.

-3

К разновидности булав принадлежат также донские насеки, или трости. Они представляли собой длинную деревянную трость с серебряным набалдашником, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Происхождение названия две: из-за насечек, которые делались на ней с целью счета и для красоты на ранних деревянных насеках. Символика насеки сложна, многогранна и с годами видоизменялась. Насека являлась символом души атамана и преемственности власти. В день собрания на майдан собиралось все общество станицы; выходил старый атаман и клал на поставленный среди круга стол насеку. Кланялся кругу и терялся в толпе. До выбора нового атамана роль главного выполняла, по сути, лежащая посреди круга насека. Эта традиция вполне вписывается в обряд передачи «особого» знания в обрядах дохристианских славян и других народов. В этом случае насечки, это символ, перевоплощения души атамана-героя, этапы прохождения им испытаний (знаки судьбы).

Теперь же обратимся к другой регалии казачьих войск, такой как бунчук. Слово имеет тюркское происхождение. Бунчук использовался у татар, а позднее у османов и казаков вместо штандарта. Представлял собой древко, оканчивающееся металлическим шаром (иногда полумесяцем), к которому крепился хвост коня или яка. У донских казаков был известен как клейнод «Бобылев хвост», т.е. волосы хвоста белого коня. Сами казаки называли бунчук символом воли и власти. Бунчук носили в походах перед атаманом, и устанавливали перед походной палаткой атамана.

Регалии, дарованные Екатериной II. Музей истории донского казачества
Регалии, дарованные Екатериной II. Музей истории донского казачества

По сведениям Попова Х.И., перечисленных Регалий войска Донского было восемь (пять, дарованных Петром I и три - Екатериной II). Шесть из них приведены здесь на рисунках, из приложения к Статистическому описанию земли Донских казаков, составленного в 1822-1832 годах, Сухорукова. К этим шести Регалиям следует добавить два бунчука, дарованных Петром I (вероятно в 1711 году). Точно известно, что в пожаре 1744 года, были уничтожены пернач и бунчук Петра I. По просьбе Войска и указанию императрицы Елизаветы Петровны эти Регалии были восстановлены в 1746 году. Хранились Регалии в войсковом храме, потом в войсковом и атаманском правлении. В 1900 году по указанию военного министра Куропаткина были переданы в Донской музей. Во время гражданской войны вывезены за границу и вернулись в 1946 году в Музей истории донского казачества, где и находятся в настоящее время. К сожалению информации по сохранности и атрибуции всех Регалий нет в свободном доступе.

Пернач, современное состояние. Музей истории донского казачества
Пернач, современное состояние. Музей истории донского казачества

К Регалиям войска - символам атаманской власти относятся и печати. Каждое казачье войско имело свою войсковую печать, которой скреплялись грамоты. На допетровской донской печати был изображен олень пораженный стрелой. Петром I (1704 г.) была дарована знаменитая печать, с изображением казака сидящего на бочке. В смысл символики печатей не будем углубляться, на эту тему можно найти массу публикаций, легенд и фантазий в печати и интернете. Из-за недостатка информации, объективных исследований на эту тему нет, наверно и быть уже не может.

Известно точно, что в 18 веке для грамот и документов использовалась обе печати: малая с оленем и большая с казаком на бочке. Последняя печать была серебряной, диаметром 3,7 сантиметра, вырезана мастером Оружейной Палаты Левкиным. Петр I предписывал к изображению уже существующей печати у Войска добавить ружье в руке казака. В 1775 году Войску была дарована печать с государственным гербом – двуглавым орлом. После указов о восстановлении старых порядков Павла I, эту печать заменили старой с изображением оленя. Как мы понимаем все печати (как материальные Регалии), утеряны.