Регалии войска Донского
Казачьи братства, создававшиеся с древних времен на славяно-тюркском степном пограничье, выработали собственные знаки и атрибуты своего группового единства, в которых как бы раскрывается его сущность - душа. Эти символы стали позднее называться Регалиями, и они наделяли человека или общность, которому они принадлежали, властью и являются священными. Они фиксируются письменными и этнографическими источниками, а потому есть возможность воссоздать их предметный облик и выявить сакральный смысл. Тема интересная, но об этом «другой раз».
Со временем, по мере того, как формировалось войско Донское, и оно становилось составной частью Российской империи, изменялся смысл и философия Регалий. Они стали включать в себя совокупность предметов, прямо или а посредственно несущую печать высочайшей монаршей милости, благодарности казакам за их верную службу. Поскольку предметы эти даровались разными монархами в разное время, то они стали представлять овеществленный свод времени, формирующий историческую память казаков, их осознание причастности к прошлому войска, славе и подвигам предков. В Запорожском и Донском войске часто использовался синоним слову «Регалии» - «Клейноды» (драгоценная вещь с нем.).
Регалии-Клейноды хранились в войсковой церкви и канцелярии, откуда выносились, только по особому приказу атамана: в торжественных случаях, в дни войскового круга и общевойсковых походах. Сохранение Регалий была священным воинским долгом, ибо Регалии были душой войска, а значит и само войско. Что касалось сохранения Регалий от внешних врагов, то здесь все было нормально. Но борьба с внутренним врагом часто проигрывалась: часть Регалий уничтожалось в результате политических катаклизмов и стихийных бедствий. Время и условия хранения их также щадили.
Опишем наиболее важные и ценные из Донских войсковых Регалий на начало 19 века. Прежде всего, это грамоты, знамена и символы атаманской власти: булавы, насеки, бунчуки, печати и другие менее известные ценные подарки монархов (медали, оружие, литавры, кубки и т.д.).
Грамоты и знамена жаловались донским казакам всеми монархами, начиная с Ивана Грозного. О знаменах в следующих выпусках, а сейчас о грамотах.
Грамоты заключали в себе как информационную составляющую, так и материальную, представительскую. В плане исторической сохранности информации с этих документов было более-менее нормально. Содержание грамот сохранилось благодаря стараниям историков и общественных деятелей: Лишина А.А., Прянишникова.И.П., Попова Х.И. Они собрали тексты грамот, систематизировали их и опубликовали, на память потомкам.
Хуже дело обстояло с материальной частью. Большинство грамот пропало, безвозвратно во времени: в результате политических катаклизмов, пожаров, наводнений и ненадлежащего хранения. В пожаре 1744 года в Черкасске сгорели грамоты и другие клейноды, дарованные Петром I. В революцию и гражданскую войну Регалии были вывезены за границу, в результате скитаний на чужбине часть ценностей была утрачена. В 1946 году вернулось на родину уже не всё. Да и «охотников за сокровищами» всегда было немало.
Наиболее ценными были грамоты жалованные за «верные службы» и «отличные подвиги» Войска. Они богато и красиво оформлялись, с печатями и оригинальной подписью, заключались в специальные драгоценные ковчеги. Эти грамоты были памятниками Высочайшего к нему благоволения – Регалиями. Четыре раза в год в войсковые дни, а также в особо торжественных случаях грамоты выносились перед Войсковой Канцелярией, и зачитывалась на Войсковом Круге одна из них.
Из грамот жалованных монархами до начала 19 века, как следует из сообщений указанных выше лиц, оставалось в оригинале за подписью императриц три единицы: Елизаветы Петровны от 10 марта 1746 года, Екатерины II от 28 июля 1775 года и 27 мая 1793 года.
В настоящее время известно об одной оригинальной грамоте Екатерины II от 28 июля 1775 года, которая находится в Архивном фонде Российской Федерации. Текст последней грамоты приведен в этом выпуске, но о судьбе самого оригинала ничего не известно. Во всяком случае, интернет «молчит».
Далее о символах атаманской власти. Жаловались они русскими царями и императорами войсковым атаманам, а значит и всему Войску, так как атаман – это лицо Войска. Известные Клейноды последнего столетия дарованы войску Донскому Петром I: в 1704 году – насека и печать, в 1706 году – пернач и бунчук. В 1776 году войску пожалованы от Императрицы Екатерины II булава, насека и бунчук. Каково значение перечисленных регалий. Все они имели в давние времена практическое значение и лишь, потом стали символами атаманской власти, казачьего достоинства и чести. Итак, по порядку.
Булава (от общеславянского — шишка, желвак, ком, набалдашник) - холодное оружие ударно-дробящего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами. Различают обычную шарообразную булаву и пернач (или шестопёр). В последнем случае, к верхней головке приваривались рубящие кромки (обычно шесть или восемь), по форме напоминающие перья. Длина булавы составляла 50—80 сантиметров.
Булава как знак представителя власти становится известной в Европе с X столетия. В середине столетия булава стала неотъемлемым знаком власти польских гетманов, а затем малороссийских, запорожских и донских казаков. На всех изображениях гетманов и атаманов тех времен присутствовала булава. Булавы стали украшаться драгоценными металлами, камнями и жемчугом. Замена старинных казачьих регалий присланными правителями тех времен (русскими, польскими или турецкими) свидетельствовала о том, что у войсковых символов со временем появилась еще одна функция – служить знаком поступления Войска к ним на службу.
К разновидности булав принадлежат также донские насеки, или трости. Они представляли собой длинную деревянную трость с серебряным набалдашником, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Происхождение названия две: из-за насечек, которые делались на ней с целью счета и для красоты на ранних деревянных насеках. Символика насеки сложна, многогранна и с годами видоизменялась. Насека являлась символом души атамана и преемственности власти. В день собрания на майдан собиралось все общество станицы; выходил старый атаман и клал на поставленный среди круга стол насеку. Кланялся кругу и терялся в толпе. До выбора нового атамана роль главного выполняла, по сути, лежащая посреди круга насека. Эта традиция вполне вписывается в обряд передачи «особого» знания в обрядах дохристианских славян и других народов. В этом случае насечки, это символ, перевоплощения души атамана-героя, этапы прохождения им испытаний (знаки судьбы).
Теперь же обратимся к другой регалии казачьих войск, такой как бунчук. Слово имеет тюркское происхождение. Бунчук использовался у татар, а позднее у османов и казаков вместо штандарта. Представлял собой древко, оканчивающееся металлическим шаром (иногда полумесяцем), к которому крепился хвост коня или яка. У донских казаков был известен как клейнод «Бобылев хвост», т.е. волосы хвоста белого коня. Сами казаки называли бунчук символом воли и власти. Бунчук носили в походах перед атаманом, и устанавливали перед походной палаткой атамана.
По сведениям Попова Х.И., перечисленных Регалий войска Донского было восемь (пять, дарованных Петром I и три - Екатериной II). Шесть из них приведены здесь на рисунках, из приложения к Статистическому описанию земли Донских казаков, составленного в 1822-1832 годах, Сухорукова. К этим шести Регалиям следует добавить два бунчука, дарованных Петром I (вероятно в 1711 году). Точно известно, что в пожаре 1744 года, были уничтожены пернач и бунчук Петра I. По просьбе Войска и указанию императрицы Елизаветы Петровны эти Регалии были восстановлены в 1746 году. Хранились Регалии в войсковом храме, потом в войсковом и атаманском правлении. В 1900 году по указанию военного министра Куропаткина были переданы в Донской музей. Во время гражданской войны вывезены за границу и вернулись в 1946 году в Музей истории донского казачества, где и находятся в настоящее время. К сожалению информации по сохранности и атрибуции всех Регалий нет в свободном доступе.
К Регалиям войска - символам атаманской власти относятся и печати. Каждое казачье войско имело свою войсковую печать, которой скреплялись грамоты. На допетровской донской печати был изображен олень пораженный стрелой. Петром I (1704 г.) была дарована знаменитая печать, с изображением казака сидящего на бочке. В смысл символики печатей не будем углубляться, на эту тему можно найти массу публикаций, легенд и фантазий в печати и интернете. Из-за недостатка информации, объективных исследований на эту тему нет, наверно и быть уже не может.
Известно точно, что в 18 веке для грамот и документов использовалась обе печати: малая с оленем и большая с казаком на бочке. Последняя печать была серебряной, диаметром 3,7 сантиметра, вырезана мастером Оружейной Палаты Левкиным. Петр I предписывал к изображению уже существующей печати у Войска добавить ружье в руке казака. В 1775 году Войску была дарована печать с государственным гербом – двуглавым орлом. После указов о восстановлении старых порядков Павла I, эту печать заменили старой с изображением оленя. Как мы понимаем все печати (как материальные Регалии), утеряны.