«Кровавая» Батори: была ли графиня убийцей на самом деле
Елизавета — или как ее звали на родине, Эржебет — Батори стала героиней легенд, романов и кино. «Кровавая» — этот эпитет навечно прирос к имени графини Батори. Но была ли Эржебет тем монстром, каким ее рисует народная молва?
Жестокие забавы
Родилась она в венгерском городке Ньирбаторе в 1560 году. По праву рождения она владела огромным состоянием. Обвенчавшись с графом Ференцем Надашди, Елизавета стала в несколько раз богаче и влиятельней. Для нее не было ничего недостижимого. Почти ничего.
Единственное, чего всей душой желала, но никак не могла получить графиня — сохранение своей красоты в свежем сиянии молодости. После рождения 4 детей и многих лет брака с вечно отсутствующим Ференцем Елизавета стала замечать на своем прекрасном лице первые следы старения. Спасти положение должны были колдовские снадобья, но притирки и мази оказались бесполезными.
Легенда или вымысел
Жизнь графини круто изменилась, когда ей стал известен страшный секрет сохранения юности. По мнению знакомой ведьмы, помочь могло только купание в крови молодых красавиц. Графиня Батори стала заманивать в свой замок девушек — сначала простого сословия, а затем и аристократок — и убивать.
Тела хоронили особо приближенные к Эржебет служанки. Позднее легенда о Батори обросла жуткими подробностями. В народе распространялись слухи о том, что ненасытная графиня в порыве нечеловеческой ярости прижигала кожу, кусала и била чем ни попадя бедных девушек.
Вечно скрывать ужасы, происходившие в замке Чейте, было невозможно. По городку поползли слухи о кровавых деяниях Эржебет. После этого графиня стала выбирать жертв из приезжих. Она приглашала к себе в гости ничего не подозревающих дочерей богатых вельмож и убивала.
В то время было сложно доказать, где именно пропали девушки. Барышни-аристократки устраивали графиню даже больше, чем простые крестьянки. Благородная «голубая» кровь, по ее мнению, должна была гарантированно вернуть молодость.
Несмотря на то что настоящая причина смерти похороненных в окрестностях замка девушек тщательно скрывалась, слухи о ненасытной убийце обрастали все новыми подробностями. По одной из легенд, однажды графиня заперла в пиршественном зале и перебила около 60 своих служанок. Их кровью заполнили огромную ванну. Графиня вошла в нее и искупалась.
Кара за преступления
Слухи о жутких пирах и «омолаживающих» ваннах стали известны королю. Началось расследование. С пристрастием допросили всех обитателей родового замка Ференца Надашди. В одном из залов были якобы обнаружены выпачканные кровью купели, ужасающие орудия пыток, а главное, тела мертвых или уже погибающих женщин.
Графиню казнить не могли из-за ее привилегированного аристократического положения. После суда в 1614 году Елизавету живьем замуровали в одной из комнат замка. Через крошечное отверстие в стене она получала еду и воду. Прожив в таких условиях 2,5 года, графиня умерла в полном одиночестве.
Неофициальная версия
Все выше сказанное — официальная версия жизни и казни Елизаветы Батори. Венгерские историки Ирма Садецки-Кардош и Ласло Надь обнаружили другие версии истории кровавой графини. Многие свидетельства указывают на то, что «маньячка» была всего лишь жертвой хитрого политического заговора.
В XVI—XVII веках Венгрию раздирали религиозные и междоусобные войны. На юге не прекращались нападения турок. В такой обстановке страна нуждалась в сильной централизованной власти, а графиня Батори с ее богатствами и немалым влиянием подрывала эту власть. К тому же, ее состояние было куда больше, чем у самого короля. К тому же Эржебет была кальвинисткой, а правящая династия Габсбургов — католиками.
Лишить зарвавшуюся аристократку ее несметных сокровищ можно было лишь с помощью обвинения в нечеловеческих преступлениях. Враги Батори от всей души постарались. Быстро состряпали свидетельства и упекли графиню в каменный застенок. Показательная порка злодейки-кальвинистки пришлась очень кстати.
Суд над Эржебет проходил со множеством процессуальных нарушений. Были и явные несостыковки в показаниях свидетелей. Последние готовы были сознаться в чем угодно, лишь бы избежать жестоких пыток. Истина значения не имела, а судьба неугодной графини — уже решена.
Самое интересное, что поводом для королевского расследования стала жалоба некоего Иштвана Мадьяри. Он был священником-лютеранином, искренне ненавидевшим и саму участницу событий, и всех кальвинистов вместе взятых. Так слишком богатая и слишком влиятельная женщина стала жертвой сговора церковников и короля.