Проторенессанс - эпоха конца Xlll века, представляющая собой начало ренессансной культуры Италии. Проторенессанс связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями. До подлинного «открытия личности» тут ещё не доходит.
Это не было резким переходом от «старого» к «новому», напротив, эти два элемента слиты и переходят от одного к другому. Если взять готические традиции, то они проникались более жизнерадостным и светским началом при сохранении старой иконографии, старой трактовкой форм.
В Ленинградском Эрмитаже есть красивая картина, приписываемая Джентиле да Фабриано «Мадонна с младенцем и ангелами».
Перед нами условная иконописная схема этого сюжета - но яркие радужные краски излучают такую чувственную отраду, белокурая Мадонна так по-житейски миловидна, что едва ли эта икона могла навевать молитвенные настроения.
Основоположником Проторенессанса является Джотто ди Бондоне. Он разработал новый способ изображения пространства, нового метода светотеневой передачи, внёс в искусство оттенок реализма.
Его основное творческое наследие - фрески, которые он пытался делать трёхмерными.
Так же его шестиметровая картина «Расписной крест» - написанная в духе реализма, вызвало немало противоречий среди его современников. Джотто удалось привнести в стандартный тип иконы динамику и экспрессию, что создало впечатление моментальной фотографии.
На примере этих живописцев мы наблюдаем, как проторенессанс стал некой ступенью озаряющей светом Средневековье к эпохе Возрождения.
В следующей статье мы поговорим о раннем Возрождении.