Найти в Дзене
Вселенная СТВ

Как частной школе получить сертификат готовности и есть ли спрос на такие учреждения в Беларуси? Ответил Артём Цуран

Оглавление

Новости Беларуси. Более 90 % учеников частных школ уже перевелись на обучение в госшколы, рассказали в программе «Решение есть!» на СТВ. Это тысячи детей, и процесс продолжается. Школьников переводят в классы со свободными местами. Благо, резервы для зачисления есть практически в каждом государственном учреждении образования.

Сергей Шуманский, ведущий:
Никаких особенных документов при переводе не требуется – свидетельство о рождении, медсправка и личное дело учащегося. Если, конечно, частная школа его вернула или вообще вела. Есть факты, когда частники не заморачивали себе голову никакой документацией, кроме бухгалтерии.

И вот после всего вышесказанного возникает вполне логичный вопрос – так есть ли будущее у частного образования, а главное, нужна ли нам такая сомнительная альтернатива традиционным государственным школам?

Об этом и не только поговорим с заместителем председателя Мингорисполкома Артемом Цураном.

Сергей Шуманский:
Как обстоят дела относительно частных школ на данный момент, хорошо понятно и известно. Все-таки с чего началось? Что стало толчком для таких резонансных мер относительно частных школ? Это история со «Смарт Скул» или вопросы к таким учреждениям образования были и до этого?

С чего начались проблемы с частными школами в Беларуси?

-2

Артем Цуран, заместитель председателя Мингорисполкома:
Ситуация со «Смарт Скул» вышла в публичную плоскость. Но на самом деле взаимоотношения между органами управления образованием и частными учреждениями образования развивались достаточно давно. Требования, которые предъявляют наши органы управления к учреждениям образования, все едины. Об этом именно руководителям либо учредителям говорилось неоднократно, и на уровне комитета по образованию подобные встречи проходили на протяжении нескольких лет. Достаточно принципиально этот вопрос был поставлен в апреле 2021 года. Все те замечания, которые предъявлялись на то время к учреждениям образования частной формы собственности, они более явно были выставлены и накануне уже нового 2022-2023 учебного года. Система работы выстроена таким образом, что комиссия, которая работает на территории всего района, вне зависимости, частное это учреждение образования либо государственное, выезжает до 1 июня и смотрит готовность к следующему учебному году. Что и было сделано. Был выдан ряд предписаний, требований к учреждениям образования, которые должны были устранить до 20 августа 2022 года. Как мы видим, подавляющее большинство учреждений этого не сделали.

Какие критерии учитывают при выдаче сертификата готовности учреждению образования?

-3

Сергей Шуманский:
Какие критерии учитываются при выдаче сертификата готовности школам в начале учебного года?

Артем Цуран:
Эти критерии прописаны в распоряжении Министерства образования. Повторюсь, они едины для любого учреждения образования, расположенного на территории Республики Беларусь. Это и наличие подготовленного педагогического состава, наличие помещений, специальных помещений для приема пищи, для занятий спортом. Есть отдельные требования к образовательным программам, которые тоже входят в этот акт и итоговый документ получения сертификата готовности учреждения образования к новому учебном году.

Сергей Шуманский:
Законно ли у нас в стране такое понятие, как онлайн-обучение? «Мужская гимназия» из нашего сюжета практиковала именно такой метод. Не говоря о том, что один из филиалов располагался в здании ночного клуба.

«Полностью заменить образование на онлайн невозможно»

-4

Артем Цуран:
Общее среднее образование прописано Кодексом об образовании – 145 статья – о том, что образование учащиеся получают очно. Очное образование подразумевает личное участие учащегося во всех образовательных и воспитательных процессах, начиная от урока, заканчивая всеми остальными положенными в системе образования методами и мероприятиями, в которых должен быть задействован учащийся. Это физическое воспитание, воспитательные часы и так далее. Сама система онлайн-образования невозможна на данный момент. У нас в стране изначально прописаны требования Кодекса. Второе важное направление – это медицинский аспект. И именно санитарными правилами прописано использование информационных технологий, будь то работа на компьютере, планшете и так далее. Она тоже строго регламентирована по временному периоду, в который можно применять эти технологии. Если для старших классов это три часа, то для младших – один час. Полностью заменить образование на онлайн невозможно.

Сергей Шуманский:
Еще один острый вопрос – отсутствие государственной аккредитации. Получается, частные школы не могут выдать в конце учебного года сертификат учащимся. И это часто скрывали от родителей. Только в конце года они узнавали, что оказывается, сертификат их дети не получат. И второй вопрос. Как сейчас обстоят дела с этими детьми? Не остаются ли они на второй год из-за этого?

Как учатся дети, которые перешли из частной в государственную школу из-за отсутствия аккредитации?

-5

Артем Цуран:
Речь идет о том, что при получении аккредитации учреждение образования имеет право выдавать итоговый документ об окончании образования. Соответственно, это 9 и 11 класс. То, что мы видим, – учили детей, как правило, до 8 класса и потом предлагали перейти в государственное учреждение и получить сертификат государственного образца. Такая практика некоторыми учреждениями образования проводилась, потому что аккредитацию на самом деле получили очень немного учреждений образования в предыдущие периоды, до принятия нормативных правовых актов, подразумевающих прохождение лицензирования. Поэтому на данный момент те дети, которые поступили в государственное учреждение общего среднего образования, а это почти 2 000 человек, они поступили в соответствии со своим возрастом и в соответствии с тем классом, в котором они учились. На второй год мы их не оставляем. Они приходят с теми отметками, которые были выставлены на начало учебного года, и продолжают обучение в соответствии со своей программой и тем классом, в котором они начинали 2022-2023 учебный год.

Что изменилось для частных школ после подписания закона о лицензировании?

-6

Сергей Шуманский:
17 октября Президент подписал закон о лицензировании. Этот документ в том числе предусматривает введение лицензирования дошкольного и школьного образования. Что конкретно изменится в деятельности частных школ?

Артем Цуран:
Прежде всего частной школе нужно обеспечить безопасное пребывание учащегося, начиная с азов, понимания этого слова. Это и система входа, охрана, помещение, соответствующее образовательному процессу, организация питания, та же физическая культура, трудовое обучение. Весь стандартный набор учреждения образования, который мы понимаем, когда говорим «средняя школа». Сейчас в учреждениях частной формы собственности все эти понятия мы можем пересчитать на пальцах одной руки, где выполняются эти требования.

Сергей Шуманский:
Как вы считаете, нужны ли нам частные школы? Имеют они право на жизнь и готова ли наша модель образования к такому методу обучения?

Нужны ли в Беларуси частные школы?

-7

Артем Цуран:
Я думаю, что если есть спрос, то будет и предложение. Самое главное, чтобы оно было качественным. Если, к примеру, возьмем сердобольную мамочку, которая очень щепетильно относится к своему чаду, и у ребенка заболел зуб. Мама решила повести ребенка к частному стоматологу. Может, очередь в государственной поликлинике. Но она же не поведет к частному стоматологу в подвале, с непонятно какой квалификацией, с непонятно каким оборудованием. Она захочет привести его в качественное учреждение здравоохранения, где будет современное оборудование, сертификаты подготовки этого врача и так далее. А почему мы такие же примеры не хотим привести и в школе? Если частная школа будет соответствовать этим требованиям, значит, она имеет право на жизнь, но это должны быть абсолютно все требования, а не какие-то выемки из нормативных документов, сказать, что мы на этом делаем упор. Нет. Общее развитие ребенка и его безопасное нахождение.

Сергей Шуманский:
Но при этом, если взять с другой стороны, та же сердобольная мамочка, когда сама была ребенком, ходила к обычному, государственному, в обычную поликлинику к обычному стоматологу. Наверняка, училась в обычной школе где-то за домом. Это чем-то навеяно стало, такая логика, что если платишь деньги, то это всегда хорошо?

Далеко не каждое частное учреждение образования готово соответствовать требованиям

-8

Артем Цуран:
Как сейчас модно говорить, жертвы маркетинга. Красивая обертка не всегда означает, что там качественный шоколад. То же самое и с учреждением образования. Помимо того, что можно сделать достойный сайт, красивый видеоролик о том, как там детки в постоянной заботе и внимании, за этим стоит еще и очень серьезный вопрос безопасного пребывания ребенка, воспитательный момент, полный набор тех предметов, которые необходимы по программе, действующей в Республике Беларусь. И когда мы весь этот спектр рассмотрим, то увидим, что далеко не каждое учреждение образования частной формы собственности готово соответствовать этим требованиям.

-9

Сергей Шуманский:
Каким бы ни было будущее частных школ, важно помнить и понимать главное – в нашей стране есть определенные законы, и их должны строго соблюдать как частные школы, так и государственные.

Учить наших детей все учреждения образования обязаны по утвержденным программам. И несмотря на форму собственности, все они должны воспитывать патриотов своей страны. А это явно не зависит от количества нулей в счетах, которые выставляют белорусам частные школы.

Это был проект «Решение есть!» Свои истории отправляйте нам на электронную почту или звоните по телефону горячей линии. И помните – неразрешимых проблем нет, есть не вовремя принятые решения.

Читайте также:

Из 35 частных школ Беларуси у 21 нет сертификата о готовности. Комментарий министра образования

«Оценка 8, хотя ни одного занятия не провелось». Почему белорусы забрали детей из частной Мужской гимназии?

«Прошу вас покинуть здание». Почему директор Мужской гимназии отказался общаться с СТВ и что все же удалось выяснить?