Найти тему

Грань между научностью и колдовством. Е.П. Блаватская о мессмеризме и гипнотизме

Эпидавр. Асклепион. Храм Аполлона. Фото автора
Эпидавр. Асклепион. Храм Аполлона. Фото автора

В статье "Чёрная магия в науке" Е.П. Блаватская объясняет различие между изучением магнетизма с применением в лечебных целях и безответственным воздействием более сильной воли на другую, менее сильную, при помощи гипнотизма.

В статье аргументированно утверждается, что, даже при наличии "вердикта" от науки, такое подчинение воли является чёрной магией. Кроме этого, поднят вопрос об отношении официальной науки к феноменам психической природы: приводится пример гонения на "животный магнетизм" Месмера, когда после академического отрицания месмеровского магнетизма вскоре было дано "добро" на практики гипнотизма.

При том, что само явление психической силы в человеке по-прежнему не изучалось, что, как сказано в статье, ведёт к стихийному расцвету чёрной магии. Е.П. Блаватская упрекает науку своего времени, как институт, в нежелании выйти, как сказали бы сегодня, "из зоны комфорта", а также в предвзятом отношении к источникам Древнего медицинского знания.

Далее подробнее о сказанном и небольшие выдержки из этой интереснейшей, поучительной во многих аспектах и очень актуальной, на наш взгляд, статьи, несмотря на то, что написана она в конце 19 века (1890 г.).

Основная идея статьи в том, что все многочисленные проявления феноменов имеют единый корень – Единую Энергию. Эта энергия называлась по-разному в разные эпохи и в разных традициях: Богиня Кибела как персонификация жизненной сущности, Церера - Деметра – покровительница Элевсинских мистерий.

"Животный магнетизм (ныне называемый внушением и гипнотизмом) был основным средством, применявшимся в магических мистериях, а также в асклепиях… Исходная сущность всего универсальна, но разнообразие её проявлений бесконечно…" (Е.П. Блаватская "Чёрная магия в науке").

Объясняя идеей единства Энергии всё разнообразие проявлений феноменов и опытов исцеляющего магнетизма, будь то магнетизм природный или человеческий (Месмер использовал кроме магнетизма также и влияние электричества, металлов и различных пород деревьев, позже он месмеризировал только взглядом и при помощи рук), автор статьи говорит о том, что лишь отставание научного знания является причиной того, что психические возможности становятся объектом шарлатанства или прямого вредительства. Приводятся примеры подвижничества в научном использовании магнетизма в условиях неприятия официальной науки и церковного преследования.

Так, говорится, что именно Парацельс в эпоху ренессанса в Германии первым после веков забвения и церковных запретов решился применять свойства магнита в лечении некоторых заболеваний.

Е.П. Блаватская описывает процесс яростного отрицания узко-материалистической наукой психической природы даже признанных наукой явлений, к примеру, гипнотизма. Из этого отрицания проявляется стихийно чёрно-магический путь применения силы, ибо отрицающие энергию не понимают ответственности и последствий, что не избавляет их от дурной кармы.

Е.П. Блаватская утверждает, что в условиях, когда наукой отвергается наличие в человеке глубинной природы, в условиях незнания всей глубины психики человека, "лабиринтов" памяти человека, любые воздействия внушения будут нести тяжкие и долговременные последствия:

"Именно поэтому эксперименты с "внушением", проводимые людьми, ничего не смыслящими в оккультных законах, таят в себе большую угрозу для будущего. Воздействие идей на низшее внутреннее "эго" и его противодействие – до сих пор пока не изучалось, так как само "Эго" продолжает оставаться terra incognita… для людей науки…" (Е.П. Блаватская. Там же).

Такова научная и нравственная позиция Е.П. Блаватской, основанная на обширных знаниях, которыми она обладала в области оккультных наук и в отношении которых стремилась просветить современников, одновременно предупреждая об опасности как отрицания сокровенных сил в человеке и Природе, так и невежественного их использования.

Предлагаем читателям взглянуть с позиций изложенного на современные применения внушения, которые гораздо более широки, чем в 19 веке, оценив степень соответствия научных знаний о человеке применению таких технологий.

Гореликова М. В., Василевский А. В.

Дорогие читатели, если статья понравилась вам, не забывайте поставить "лайк". А также подписывайтесь на канал.