Петр I именно 20 декабря 1699 года (по новому летоисчислению) издал указ № 1736 «О праздновании Нового года». Петр I посчитал, что одинаковый с Европой календарь будет способствовать сближению и дружбе народов, легче будет устанавливать политические связи и торговать между собой. Поэтому он изменил год 7208 на 1700 год.
Еще в указе было написано, что Новый год нужно отмечать 1 января 1700 года, а не 1 сентября. Требуется украсить дома аналогично образцам в Гостином дворе и у нижней аптеки, где были украшенные ветки сосны, ели, можжевельники. Они должны были так стоять 7 дней.
По факту на Красной площади 1 января 1700 г. был красочный фейерверк, гремели салюты из ружей и пушек. А жители Москвы стреляли из мушкетов и выпускали ракеты около своих жилищ.
Потом после кончины Петра люди основательно подзабыли украшать дома елями, но эта традиция сохранилась в питейных заведениях.
Но затем императрица Александра Федоровна повелела поставить Рождественскую ель в Кремле в 1817 году. После елки стали наряжать ежегодно, сначала в Аничковом дворце, потом в Зимнем.
Ставили елки, как правило, в покоях Александры Федоровны, в концертном зале и в ротонде. В парадном зале стояло несколько елочек, так как у каждого из членов семьи императора должна была быть своя елка, стол возле нее и подарки на столе.
Николай I приходил в магазин и приобретал лично подарки. А его дети покупали подарки родителям на свои карманные деньги. После того, как все получали подарки, они передвигались в другой зал Зимнего дворца. Там проводилась лотерея, где победителям Александра Федоровна вручала вазы из фарфора, сервизы для чая. Фарфоровые изделия были созданы в императорской Александровской мануфактуре.
В музее «Царское село» поведали, что очень необычный сюрприз преподнес однажды царь своей дочери Великой Княжне Александре Николаевне. Он в 1843 г. привязал к елке ее жениха вместе с конфетами и фонариками. Ее жениха называли принцем Фридрихом Вильгельмом Гессен-Кассельским.
Затем в конце 1830-х годов традиция стала ставить наряженные елки стала распространяться, так как владельцы кондитерских поняли, что получат прибыль, а также прорекламируют свой товар.
Стали продавать украшенные ели в немецких кондитерских Санкт-Петербурга. Деревья обвешивали сладостями: пряниками, зверями из шоколада, орехами с позолотой, засахаренными яблоками.
Для примера, украшенные ели продавали в кафе Пфейфера вблизи Александринского театра либо в кондитерской «Доминик». Кондитерскую «Доминик» открыл в 1841 году швейцарец Доминик Риц-а-Порта.
А вот в конце 1840 годов стали продавать елки у Гостиного двора.
Но крестьяне и рабочие зарабатывали мало, поэтому приобретали елки только богатые граждане.
Например, заработок врачей был 180–224 рублей в год. А сама ель к празднику продавалась за 20 – 200 руб., поэтому крестьяне не могли позволить себе купить такую роскошь.
До Великой Октябрьской революции петербуржцы украшали ель игрушками на религиозную тематику, например, колокольчиками, яблоками, грушами, свечами.
#Петр_I