По сложившейся традиции, автомобилисты не жалуют сотрудников ГИБДД. На дорогах регулярно устраиваются рейды и проверки. Если водитель ничего не нарушает, то и бояться ему нечего. Именно злостные нарушители обычно разговаривают с инспекторами жестко, не стесняясь в выражениях. О том, как правильно разговаривать с сотрудником ГИБДД и чего говорить нельзя, рассказал нашим коллегам из Autonews.ru бывший инспектор Валентин Ильинов.
«На каких основаниях?»
Этот вопрос является одним из самых популярных, поэтому его задают все подряд. Поинтересоваться причиной остановки не запрещено, важно сделать это в вежливой форме. Сотрудник лишь выполняет свою работу, незачем срывать на нем злость.
«Даже со стороны Верховного суда поступали разъяснения о том, что же можно считать причиной для остановки водителя и для проверки документов. Этим основанием считаются мероприятия и различные рейды ГИБДД. А происходят они постоянно, и у инспекторов такое право присутствует всегда, ― заявил Ильинов. ― При этом поинтересоваться у инспектора, почему именно конкретный водитель вызвал вопросы или тем, почему сейчас на этой улице работают полицейские, конечно, не запрещено. Но сделать это можно по-разному».
Грубое отношение к инспектору повлечет ответную реакцию. Он может пойти на принцип и затянуть проверку, а вы потеряете много времени. Требование в жёсткой форме предъявить удостоверение будет такой же провокацией.
Выходить из автомобиля необязательно
После остановки автомобиля водители ведут себя по-разному. Одни буквально выскакивают из машины, другие судорожно роются в сумке в поиске документов, третьи остаются сидеть на месте. Конечно, как вести себя каждый человек решает сам, но инспекторы рассказали, что относятся подозрительно к тем, кто без видимых причин выходит из машины.
«Никто не может гарантировать, что водитель адекватный и что он выходит из машины, например, чтобы достать удостоверение, которое он убрал куда-то в сумку. Он может захотеть убежать или напасть на инспектора. Особенно внимательны к такому нестандартному поведению инспекторы стали именно сейчас, когда обстановка в целом требует постоянного контроля. Поэтому, прежде чем выходить, предупредите инспектора, объясните ситуацию, и так можно избежать лишних проблем», ― сказал Ильинов.
Особо дотошные граждане стремятся попасть в служебный автомобиль ДПС, чтобы лично контролировать составление протокола. Как объяснил Ильин, смысла в этом нет, ведь после составления инспектор даст водителю ознакомиться с документом и подписать его. Полицейские приглашают в машину только в некоторых случаях, выбор которых остается за ними. В служебном автомобиле находится техника и оружие, ни к чему там посторонние люди.
Если у инспектора есть подозрение, что водитель нетрезв, он приглашает в машину «просто пообщаться». Во время разговора полицейский оценивает адекватность гражданина и может «принюхаться».
«Конечно, когда у инспекторов возникают подозрения полагать, что автомобилист нетрезв, у них есть полное право для начала пообщаться с ним поплотнее. Тогда водителя могут попросить пройти в машину инспекторов, чтобы те поняли, есть запах от водителя или нет, может быть, это омывающая жидкость так странно пахла. Конечно, это не официальная проверка. Присели, посидели две минуты, поговорили — уже так опытные сотрудники могут понять, что запаха алкоголя нет. И нет необходимости писать протокол об отстранении от управления и начинать продувку», ― объяснил Ильинов.
Не нужно иметь специальных знаний, чтобы правильно общаться с сотрудником ГИББД, достаточно быть вежливым и не нарушать закон.