Найти в Дзене
Каменная сказка

В память о чудесном спасении: драгоценная икона Александра III

17 октября 1888 года случилась трагедия, которая могла унести жизни императора и членов его семьи.

Событие это довольно известное - крушение поезда близ станции Борки.

Император Александр III с семьёй возвращался из Крыма в Петербург, но поезд шёл с отставанием от графика. Недалеко от Харькова, чтобы доставить императора в столицу в срок, было принято решение разогнать состав до 70 вёрст в час (около 75 км/ч). Эта спешка впоследствии привела к гибели двух десятков человек и навсегда оставила глубокий отпечаток на душевном спокойствии и физическом здоровье императора-миротворца.

Император Александр III (26.02.1845-17.10.1894)
Император Александр III (26.02.1845-17.10.1894)
Надо отметить, что в период царствования Александра III Российскую Империю накрыл настоящий железнодорожный бум: именно при нём был достроен самый протяжённый и сложный участок Транссибирской магистрали, протяжённостью 7000 км. Железнодорожные пути прокладывались через горные участки, реки и густой таёжный лесной массив, а общий бюджет, затраченный на строительство, составил 780 млрд рублей (в пересчёте на современные деньги). Путешествие по железной дороге считалось крайне престижным делом, а отделка вагонов первого класса не уступала по роскоши лучшим светским салонам столицы.

15 вагонов, общая длина состава более 300 метров, а вес - 480 тонн. В соответствии с тогдашними железнодорожными правилами, габариты и вес состава подходили под характеристику грузового, скорость которого не должна была превышать 37 вёрст в час (около 40 км/ч).

Кроме того, поезд, в нарушение правил, вели 2 паровоза - один товарный, другой пассажирский, имевшие разный вес и разную допустимую скорость.

Техническое несоответствие в совокупности с превышением скоростного лимита почти в 2 раза стали роковыми. Недалеко от станции Борки поезд сошёл с рельсов.

-2

Император с семьёй в этот момент находились в вагоне-столовой и чудом уцелели. Вагон был полностью разрушен: стены сплющены, крыша лежала на нижней раме. В этот момент в вагоне вместе с императорской семьёй находилось , в общей сложности, 20 человек, но все они остались живы, хотя и получили травмы разной степени тяжести.

В своих мемуарах Сергей Юльевич Витте писал, что император Александр III, обладавший крепким телосложением и недюжинной физической силой, самолично удерживал на плечах крышу покорёженного вагона, пока из-под обломков не выбрались все пострадавшие. Однако эта версия противоречит официальному расследованию, которое проводилось под руководством одного из самых видных российских юристов Анатолия Фёдоровича Кони. Согласно результатам расследования, стены вагона хоть и были изрядно повреждены, но в течение какого-то времени удерживали на себе крышу, тем самым дав возможность всем пострадавшим выбраться. Но это никак не отменяет того факта, что Александр III в ходе крушения получил травму ноги и спины, впоследствии вылившиеся в серьёзные проблемы со здоровьем.

В тот день погиб 21 человек и 68 было ранено. Император и императрица, несмотря на полученные ими травмы, до наступления темноты оказывали помощь пострадавшим.

И хотя официальной причиной крушения была признана некорректная эксплуатация состава и неисправность железнодорожных путей, существует версия, что трагедия произошла в результате подрыва бомбы, заложенной поваром императорского поезда и, по совместительству, членом террористической организации "Народная воля".

-4
По свидетельствам некоторых очевидцев, после крушения в императорской семье речь шла именно о подрыве, а великая княжна Ольга Александровна, ещё будучи в шоке, твердила "Они нас всех убьют ... всё равно всех убьют"

На месте крушения был воздвигнут красивейший храм и часовня, окруженные сквером. Торжественное открытие состоялось 14 июля 1894 года, всего за три с небольшим месяца до кончины Александра III.

И я искренне надеюсь, мои дорогие читатели, что Вы простите Вашего покорного автора за столь долгое предисловие, но мы, наконец, подобрались к главной теме статьи.

В память о чудесном спасении императорской чете было подарено много икон, среди которых особенно выделяется Императорская икона Христа Вседержителя.

Украшенная серебром, позолотой и перегородчатой эмалью, икона была изготовлена ювелирной фирмой "Овчинников" - официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества вплоть до 1917 года.

Император Александр III скончался в Ливадийском дворце 20 октября 1894 года от болезни почек. Во время крушения поезда государь получил сильный удар в поясницу, что, по предположению врачей, могло стать причиной развившейся болезни. Через Севастополь, Харьков, Орёл и Москву гроб с телом императора перевезли в Петербург. На прощании с императором в каждом городе собирались огромные толпы - люди вставали на колени и плакали. До этого ни одни государь не удостаивался таких долгих и торжественных похорон. И тогда никто ещё не догадывался, что больше императоров России хоронить не придётся.

Вот такая история. Если есть желание высказаться - милости прошу в комментарии )))

Спасибо за Ваше внимание, дорогие читатели! Надеюсь, статья была для Вас интересна и познавательна ) Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации ) Хорошего Вам дня и отличного настроения!

С уважением, Каменная сказка.