Найти тему

Михаил Яншин: «Да! Жены уходили от меня, но к каким мужчинам!»

Современному зрителю сложно в это поверить — в не очень отдаленном прошлом звездами становились в театре. И только там. Работы в кино лишь увеличивали славу, делали актеров доступнее широким массам. Но биографии ковались на сцене. А имена великих театральных актеров обожествлялись еще при жизни. И возможность посмотреть на живых кумиров стоила невероятно дорого. Одним из таких кумиров был Михаил Яншин, 120-летие которого театральный мир отмечает 2 ноября.

За компанию с Баталовым

Будущий герой театральной Москвы Михаил Яншин родился в 1902 году в городе Юхнове (сейчас это Калужская область) в семье банковского служащего. Потом Яншины переехали в Москву, Михаил поступил в Высшее техническое училище, позже пошел служить в РККА, но об этом времени почти ничего не известно. Зато известно, что в 1922 году за компанию с Владимиром Баталовым (отцом всенародно любимого Алексея Баталова) пошел поступать во вторую школу МХАТ и попал в число 20 счастливчиков. Притом что отбираться пришло больше тысячи человек!

И уже в 1926 году Яншин стал знаменитым. Он сыграл Лариосика в пьесе Булгакова «Дни Турбиных». Это одна из самых известных постановок в истории отечественного театра. Руководил процессом сам Константин Станиславский. Пьеса Булгакова стала любимым спектаклем Сталина. В 1932 году, после нескольких лет запрета, ее вернули на сцену по личному указанию вождя, а сам Иосиф Виссарионович смотрел ее бесчисленное количество раз. Так что и актеры этой пьесы всегда были у него на виду.

   Михаил Яншин в роли Лариосика, «Дни Турбиных». Кадр из видео YouTube
Михаил Яншин в роли Лариосика, «Дни Турбиных». Кадр из видео YouTube

Между Маяковским и законным супругом

И вот молодой, талантливый и востребованный актер Михаил Яншин в том же 1926 году женится на юной 18-летней красавице из школы МХАТ Веронике Полонской. Шафер на свадьбе — сам Михаил Булгаков.

И Полонская чуть было не уничтожила место Яншина в истории, втянув его в невероятную любовную интригу. Если бы Михаил Михайлович не добыл себе потом славу великого актера, мы вспоминали бы его только в этом контексте. В 1929 году Вероника знакомится с Владимиром Маяковским. Ей 21 год, ему 36. Их роман развивается бурно и за спиной мужа. В своих воспоминаниях Полонская много пишет про поэта и очень вскользь — о супруге:

«Яншин ничего не знал об этой квартире Маяковского. Мы всячески скрывали ее существование».

   Вероника Полонская. Кадр из фильма «Три товарища» (1935)
Вероника Полонская. Кадр из фильма «Три товарища» (1935)

«Я была в это время беременна от него (от Маяковского — прим. авт.). Делала аборт, на меня это очень подействовало психически, так как я устала от лжи и двойной жизни, а тут меня навещал в больнице Яншин... Опять приходилось лгать. Было мучительно».

«У меня появилось твердое убеждение, что так больше жить нельзя, что нужно решать — выбирать. Больше лгать я не могла. Я даже не очень ясно понимаю теперь, почему развод с Яншиным представлялся мне тогда таким трудным. Не боязнь потерять мужа. Мы жили тогда слишком разной жизнью».

«Поженились мы очень рано (мне было 17 лет). Отношения у нас были хорошие, товарищеские, но не больше. Яншин относился ко мне как к девочке, не интересовался ни жизнью моей, ни работой. Да и я тоже не очень вникала в его жизнь и мысли».

Утром 14 апреля 1930 года Маяковский привез Веронику к себе домой, в квартиру на Лубянке. Между ними разыгралась бурная сцена, поэт умолял Полонскую остаться с ним навсегда, но она торопилась в театр на репетицию. Актриса выбежала на лестничную клетку и там услышала выстрел. Вновь метнулась в квартиру, где и обнаружила поэта мертвым. Впрочем, все это известно с ее слов, что до сих пор заставляет любителей конспирологии размышлять о том, а вдруг Владимир Владимирович был убит.

Родные Маяковского, его друзья считали Веронику виновницей этой трагедии. Яншин в итоге с супругой расстался. Правда, вел себя в высшей степени порядочно. Маяковский упомянул Полонскую в своем завещании, что привело в ярость музу и злого демона поэта Лилю Брик. Она вызвала Веронику к себе на Таганку — потребовать от нее отказа от завещанной доли наследства (чтобы не расстраивать мать и сестру покойного) и обещания не ходить на похороны (чтобы не создавать скандала). Михаил Яншин сопровождал и поддерживал неверную супругу во время этой встречи, к большому неудовольствию Брик.

«Последний табор»

Официально Яншин и Полонская развелись только в 1933 году. А уже в 1934 актер оформил отношения с еще одной ярчайшей женщиной — актрисой Лялей Черной. Ляля, на самом деле Надежда Киселева, родилась в 1909 году. Ее отец, дворянин хороших кровей, взял в жены актрису-цыганку. То, что считалось мезальянсом в царской России, после революции уже никого не смущало. В 13 лет под ярким сценическим псевдонимом девушка вышла на сцену и своими танцами покорила зрителей. Когда в 1931 году открылся театр «Ромэн», Ляля стала его звездой. А с Яншиным познакомилась на съемках фильма «Последний табор» (вышел на экраны в 1935 году).

В 1937 году Михаил Яншин стал художественным руководителем цыганского театра (оставаясь при этом актером МХАТа). С началом войны театр много гастролировал, а в 1942 году оказался в эвакуации в Нальчике, где находились труппы других московских театров. Там Ляля Черная и сообщила Михаилу Яншину о своем романе с Николаем Хмелевым, еще одной легендой МХАТа и участником первой постановки «Дней Турбиных» (он играл Алексея Турбина). В том же году Хмелев и Черная поженились, а Яншин навсегда расстался с театром «Ромэн».

   Ляля Чёрная. Кадр из фильма «Последний табор» (1935)
Ляля Чёрная. Кадр из фильма «Последний табор» (1935)

Но и тут Яншин проявил себя человеком незлопамятным и благородным. Он даже стал крестным отцом сына Хмелевых Алексея.

Николай Хмелев был оплотом и столпом МХАТа. В 1943 году его назначили худруком театра, он ставил пьесы, много играл сам. В декабре 1945 года репетировал роль Ивана Грозного в пьесе Алексея Толстого «Трудные годы». Во время очередного монолога актеру стало плохо, закружилась голова, он упал и мгновенно умер.

По мхатовской легенде тело Хмелева перенесли в ложу, а когда к нему приехала Ляля Черная, уже началась пьеса «Ревизор». Зал хохотал, а актеры старались играть громче, чтобы заглушить доносящиеся из ложи рыдания...

После смерти Хмелева Яншин снова сблизился с бывшей женой, но вскоре встретил главную женщину своей жизни...

В 1950-м году Михаил Михайлович возглавил московский театр им. Станиславского, продолжая блистать на сцене МХАТа. В новом театре он и нашел свою третью супругу, Нонну Мейер. В 1955 году они поженились и оставались вместе до ухода Яншина из жизни в 1976 году. Сам Яншин, как считали его друзья, был счастлив в этом браке, найдя наконец понимание и покой. А о предыдущих браках актер рассказывал с иронией: «Да, жены уходили от меня. Но к каким мужчинам! К Маяковскому, к Хмелеву!»

   Нонна Мейер, «Былое и думы» (1972)
Нонна Мейер, «Былое и думы» (1972)

Пригласил во МХАТ Олега Ефремова

Впрочем, совершенно несправедливо рассказывать о большом актере, вспоминая только его личные страдания. Яншин находился на вершине актерской славы больше чем полвека. Его работы в театре становились событиями. Люди приходили посмотреть на Яншина, рассказывали о его игре. «Школа злословия», «Поздняя любовь», «Чайка», «Нахлебник», «Дульсинея Тобосская»... Десятки выдающихся спектаклей и образов. Были и яркие работы в кино (он снимался с 1920-х годов!) — «Свадьба», «Ревизор», «Мы с вами где-то встречались», «Шведская спичка», «Двенадцатая ночь». А еще он подарил свой голос героям любимых мультиков: Бегемот из «Бегемота, который боялся прививок», Бык из «Козленка, который считал до десяти», Царь из «Вовки в Тридевятом царстве» и десятков других.

Именно по инициативе Яншина во МХАТ пригласили молодого и сверхталантливого худрука Олега Ефремова. Потом они вместе играли в «Дульсинее Тобосской»: Ефремов — Дон Кихот, Яншин — Санчо Панса.

Михаил Михайлович, в последние годы жизни грузный и вроде бы неповоротливый, сохранял энергичность и неутомимую жажду работать. Он был ярым болельщиком футбольного «Спартака», и так совпало, что умер он в тот год, когда его любимый клуб впервые в истории вылетел в низшую лигу.

Его романы тянут на книгу или сериал, но в памяти он останется большим актером, невероятно умным, тонким и ярким. Если набрать его имя в YouTube, появится множество архивных видео, где он рассказывает байки, а еще с душой, проникновенно поет цыганские песни. Лучший способ помянуть актера — это посмотреть что-то из его фильмов или телеспектаклей. Зря время не потратите, поверьте.