"Когда все шкуры были содраны, когда потребитель и производитель стали голы, тогда стало ясно, что такое миллион, откуда взялся миллиард, каково само по себе существо спекулянта, кто этот рыцарь-разбойник, именующий себя коммерсантом, онколистом, куртажистом, гешефтмахером и пр." - Макс Нордау
Я работаю в ИТ сфере и связан с ИТ технологиями уже не менее 10 лет. Не буду пока афишировать где именно я тружусь, так как многие истории, поведанные в этой статье, будут из жизни, а в интернете очень много "людей" которые только и ищут чем бы им оскорбиться.
По своей натуре я до мозга кости инженер и люблю думать над нестандартными решениями, мечтаю изобрести что-то новое и полезное, с удовольствием копаюсь в сложных вопросах. За все время своей деятельности я столкнулся с множеством факторов прямо ограничивающих, либо запрещающих любую инновационную деятельность.
На основе этих данных, в этой статье я расскажу, что часто мешает инженерам развивать новые технологии и мешает расти бизнесу. И речь не пойдет о космических кораблях, речь пойдет о вещах более приземленных. На любую даже приземленную но полезную идею тебе говорят твердое "нет".
Начнем. Поговорим мы в этой статье о малом, а в следующих о среднем и крупном бизнесе и компаниях с госучастием, так как я успел поработать в компаниях такого типа. Естественно имен и названий не будет. Потому как если я прямо начну говорить об этом - канал заблокируют, а со мной случится примерно это:
Но не будем о грустном. Итак,
Малый бизнес
Сразу оговорюсь - я говорю о малом и среднем бизнесе из регионов РФ, регионов провинциальных, с общим уровнем проникновения технологий в общество стремящемся к -273 градусам по Цельсию. О малом бизнесе из более развитых регионов я сказать ничего не могу, так как дела с этой категорией не имел.
Очень много общался и работал с различными ИП. Среди них, кстати были и довольно грамотные ребята, которые четко понимали что и для чего они делают, но это в 1-2 случаях из 30.
Большинство же таких горе-предпринимателей создали и до сих пор поддерживают свой бизнес не благодаря хорошему продукту, клиентоориентированности, постоянному повышению качества услуг, а лишь благодаря своей врожденной наглости и абсолютной бессовестности, часто - обману.
Поясню в чем это выражается.
Многие из них меняют сотрудников как перчатки, каждые 2-3 месяца. Людей оформляют работать "неофициально" или на неоплачиваемую стажировку. Либо оплачиваемую, но за гроши. Потом по окончании стажировки делают вид что недовольны работой сотрудника и заявляют о том, что человек не прошел "испытательный срок"... Серьезно? В магазина 3 на 2 метра, где продают, например шапки и весь ассортимент не превышает 100-150 наименований?
На самом деле, я призываю всех очень настороженно относиться к вакансиям, где работодатель говорит о таком испытательном сроке, в течение которого вам будут платить 10 тыс. руб. в месяц, а тянуться он будет аж целых 3 месяца. Ведь у них (этих ИПшников) - очень "перспективная" и "развивающаяся" серьезная компания (нет).
Потом следуют постоянные штрафы за все, что только можно. При мне штрафовали знакомого, который первый раз за свой испытательный срок (прошел месяц) опоздал на 3 минуты (!). Естественно, эти наглецы просто "имеют" работников, пользуясь тем что имеют возможность заронить в сотруднике чувство вины за якобы серьезный проступок.
Я могу продолжать этот список очень и очень долго, но думаю нет смысла и лучше от эмоций перейти к более осмысленной части повествования.
Мне довелось заниматься цифровизацией 3 малых бизнесов, и только в одном случае был какой-то результат, в одном из них результат был временным и сохранялся пока я в сердцах не уволился. В третьем случае - дело удалось довести только до половины. Я молчу о тех, кто в последствии бросал эту затею не начав, как только услышал какие предстоят траты и что предстоит сделать.
Что мне помешало в 2-х из 3-х случаев довести дело до конца?
Самое главное - отсутствие у собственника бизнеса связи с реальностью. Услышали модно слово и сказали "хочу так же". Но к счастью, процесс цифровизации требует умственных и эмоциональных усилий не только от сотрудников, но в первую очередь и от собственников бизнеса.
Приходится вникать в бизнес-процессы своей компании, а для начала вообще понять что такое "бизнес-процесс". На этом этапе как раз отсеялись 2 из 3 ИПшников. "Хочу чтобы все было круто, но вникать в это не хочу, и платить за это не собираюсь".
По сути, конечно, большинство из этих людей обычные спекулянты, которым начальный капитал достался по наследству. То есть это не те люди, которые привыкли добиваться чего-то своим трудом и создавать что-то с нуля. То есть прожив большую часть жизни в зоне комфорта они не хотят напрягаться. И это понятно.
Среди таких предпринимателей есть и другая категория людей, которые хоть и не являются гуру бизнеса, но являются трудягами по своей натуре и могут работать иногда вместо своих сотрудников, наравне с ними, а иногда и больше чем они. Это конечно делает им честь, но к сожалению их гиперответственность за результат своего дела, не дает им выбраться из операционной пучины и нормально делегировать задачи.
Вторым важным фактором непонимания является безграмотность и увлечение фальшивыми информационными ценностями.
Большинство таких "бизнесменов" испытывают серьезные проблемы с пониманием чего-либо хоть немного более сложного чем алфавит и таблица умножения. А самым надежным источником информации о том, как расти в бизнесе они не считают фундаментальные дисциплины и бизнес-литературу по маркетингу, экономике и менеджменту. Самым доверенным источником для них являются так называемые "инфоцыгане". Ярчайший пример таких инфоцыган:
Говорю об этих ребятах не голословно. Однажды, по случайному стечению обстоятельств, имел неудовольствие присутствовать на таком мероприятии.
Суть в том что там доносятся следующие посылы: "Ты мало зарабатываешь, потому что не разрешаешь себе зарабатывать. Разреши себе зарабатывать и ты заработаешь!". Ну да, ага, конечно. Ты не можешь масштабировать бизнес не потому что ты не знаешь ни основ менеджмента ни маркетинга, ни экономики, а просто потому что не хочешь - все же просто =)
В общем несколько часов этим "предпринимателям" льют в уши водяную воду про успешный успех. Конечно же это никак не поможет никому, даже по "волшебной готовой инструкции" создать или масштабировать бизнес.
Все вышеописанное как раз и обуславливает оторванность от реальности представителей малого бизнеса в провинциальных регионах. Эти люди действительно думают, что дело в каких-то их психологических проблемах, нежели в дефиците образованности и понимания фундаментальных вещей.
На этом, думаю про малый провинциальный бизнес можно закончить. Буду благодарен, если Вы поделитесь опытом работы с малым бизнесом в более развитых регионах. Жду Ваших комментариев.