Найти тему
Анна Бердникова

Как исправить самооценку ребенка?

Из рабочего процесса:

Сейчас в отпуске, в садик старший ребенок вернется через несколько недель. Но не отпускает встреча с садовским психологом накануне завершения старшей группы. Психолог сказал много хорошего, а потом - что у ребенка низкая самооценка. Муж мне пересказал про шкалу, где есть деления от "Вовочка из анекдота" до "молодец". И что дети должны бы всегда ставить себя на уровень "молодец", а дочка ставит себя на ступеньку ниже, чем "нормально". И что, по ее словам, я ее оцениваю еще ниже, а папа - выше. Хотя я всегда похвалю дочь, когда она что-то сделает хорошо. Наведет порядок в игрушках, с малышкой поиграет или принесет что-то, что попрошу… И молодец говорю, и ты у меня хозяюшка. Тревожусь, что если мы и в самом деле, делаем с ее самооценкой что-то не то.

При диагностике самооценки важно учитывать несколько параметров:

1. Имела ли место только тестовая диагностика или было еще наблюдение за детьми в группе. Чем больше было наблюдения, тем выше вероятность более достоверных результатов. Другое дело, что у психолога в образовательном учреждении редко бывает время для наблюдения за детьми.

2. Если имела место только диагностика, то важно, насколько она была комплексной и сбалансированной: в какой степени оцениваемые параметры дублировались? Другими словами, каким количеством методик исследовалась самооценка. Если это была, например, только методика «Лесенка», это часто используемая в ДОУ методика, то ее результат может быть случайным, ситуативным.

Прежде чем бить тревогу, имеет смысл, во-первых, понаблюдать за ребенком. Честно ответить себе на вопрос: если бы не было того разговора с психологом, обратила бы я внимание на самооценку своего ребенка, привлекло бы что-либо в ее поведении мое внимание? Во-вторых, стоит посмотреть самооценку ребенка другими методиками. Предлагаю Вашему вниманию две. Они довольно просты в употреблении. Если тревоги не оставляют Вас, Вы всегда можете обратиться к психологу и обсудить с ним Ваши переживания.

Методика " Лесенка" (авт.В.Г.Щур)

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Ключ :
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров)
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.


Ключ (чтобы видеть текст выделите его курсивом):
Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.