В преддверии 80-й годовщины начала контрнаступления советских войск под Сталинградом мы публикуем отрывок из книги «Сталинградский дневник» председателя Сталинградского городского комитета обороны Алексея Чуянова от 18 ноября 1942 года, в котором рассказывается о подготовке масштабной операции.
"Ранним утром прибыл из Ленинска в штаб фронта. Доложил о выполнении поручения по срочной отгрузке боеприпасов и направился в свой блиндаж. За время моего отсутствия накопилось огромное количество всевозможных сообщений. Но прежде чем ознакомиться с корреспонденцией, поставил в известность городской комитет обороны о готовности № 1 к предстоящему наступлению. Попросил направить поближе ко мне в «Рай» или в «Яр» (поселки Райгород, Светлый Яр) работников райкомов партии и райисполкомов оккупированных районов. Мое сообщение, переданное шифром по «ВЧ», было воспринято с огромной радостью. Последовали расспросы, но было не до ответов...
Прочитал донесения, записи телефонных сообщений, просьбы заходивших на КП товарищей, сделанные моим помощником Г. И. Бодровым. Накопилось немало событий за пять дней моего отъезда.
Ледоход на Волге затормозил переправу резервов для фронта и эвакуацию населения из Кировского района, где осталось еще 7 тысяч человек.
На строительстве оборонительных рубежей продолжают работать 120 тысяч колхозников, рабочих МТС и совхозов, более 5 тысяч подвод и свыше 600 тракторов.
Много сообщений от секретарей райкомов партии и председателей райисполкомов о патриотических делах колхозников и рабочих совхозов. Читаю краткие записи:
«Силами сельского населения Медведицкого, Камышинского, Быковского и Эльтонского районов сооружены аэродромы, переправы, построены посадочные площадки. В МТС ремонтируются танки, пушки, автомашины».
«Колхозники Сиротинского района и рабочие Трехостровской МТС построили переправу через Дон и полевой аэродром».
«Колхозы Кумылженского района помогли построить аэродром, выделив для этого 520 колхозников, пять гусеничных тракторов и 120 подвод».«200—300 подвод и имеющийся автотранспорт колхозов и МТС доставляют боеприпасы и снаряжение для фронта».
«С большим подъемом, почти круглосуточно ремонтируют боевую технику рабочие МТС и совхозов Михайловского, Фроловского, Бударинского, Урюпинского, Ольховского, Логовского и Раковского районов».«В мастерских совхозов «Серп и молот», «Зеленовский», «Амо», в Глазуновской и Ярской МТС для воинских частей Юго-Западного и Донского фронтов отремонтировано 21 орудие разного калибра, 21 танк, 11 минометов, 7 пулеметов, 17 мотоциклов и 632 автомашины. Командование частей за доблесть, проявленную рабочими и колхозниками, объявило им благодарность, а особо отличившихся наградило гвардейскими значками».
«За самоотверженный труд для фронта вручены гвардейские значки председателю Иловлинского райисполкома т. Моисеенко и старшему механику МТС т. Резвякову».
«В мастерской Новоаннинской МТС под руководством механика-новатора т. Щербака слесари тт. Волынец, Лукьянов, Кучеров, токарь Проскуров и электросварщик Сухорукое отремонтировали 18 танков, 50 «катюш», 28 орудий, 10 самолетов и 100 автомашин».
«Буксирный пароход «Ласточка», построенный еще в 1884 году, прослужив свыше 58 лет, и ныне исправно несет боевую вахту. Командует пароходом опытный капитан Василий Иванович Крайнов. Механиком на «Ласточке» — активный участник гражданской войны Василий Дмитриевич Григорьев, кочегаром — его дочь Ирина. «Ласточка» прямо-таки творит чудеса — днем и ночью ходит в опасные рейсы и выполняет любые задания. Из-под «носа» у гитлеровцев вывела баржу с горючим».
Секретарь обкома партии по транспорту И. В. Сидоров докладывал о выполнении постановления городского комитета обороны об обеспечении нужд Сталинградского фронта флотом для работы на военных переправах в ледовый период.
Резерв нужных судов сосредоточен во Владимирском затоне.
И. Ф. Зименков сообщил, что предприятия области выполнили фронтовое задание. С 18 сентября по 15 ноября они изготовили и сдали воинским частям десятки тысяч пар валенок, полушубков, кожаных сапог, сотни тысяч пар теплого белья, одежды, ушанок, варежек и др.
Прочитав «гражданские» донесения, знакомлюсь с фронтовой обстановкой.
Людникову чертовски тяжело... Воюет на пределе: в 344-м полку осталось 123 бойца, в 650-м — всего 31 человек. Боеприпасы кончились, и бойцы обороняются тем, что удается отбить у фашистов.С 16 ноября И. И. Людников установил суточный паек на бойца: 25 граммов сухарей, 12 граммов крупы, 5 граммов сахара.
Весь «остров Людникова» простреливается, а подходы с Волги еще больше. Только самые смелые и отважные волгари-лодочники в темные ночи добираются в дивизию. Для них он установил награды: кто благополучно доставил продовольствие и боеприпасы и вывез раненых за два рейса, получает медаль «За отвагу», за четыре рейса подряд — орден Красной Звезды. Самое плохое, что связь дивизии Людникова ее штабом 62-й армии и фронтом прервана. Но люди не теряют бодрости духа. Михаил Тимофеевич Зуев вплавь, по ледяной шуге, преодолел Волгу и доставил Военному совету фронта доклад о положении в дивизии... Вот каких героев воспитала славная 138-я!
Отбив атаки противника 17 ноября, бойцы и командиры 400-го батальона 156-го укрепленного района в ночь на 18-е с острова Зайцевского обеспечили в трудных условиях переправу восьми лодок с боеприпасами и продовольствием в район «острова Людникова»... Для перевозок боеприпасов, продовольствия и раненых (в обратном рейсе) сосредоточена целая флотилия из 40 лодок. Их прикрывает артиллерия 17-го и 348-го батальонов укрепленного района с острова Зайцевского.
Вчера вечером гитлеровцы устремились на позиции 344-го стрелкового полка. Потребовалась поддержка нашей артиллерии. Но на приказ открыть огонь, командиры батарей сокрушенно ответили, что нет снарядов или, как говорят артиллеристы, количество их находится на нулевой отметке. Тогда полковник Людников, зная, что артиллеристы всегда оставляют себе для самообороны неприкосновенный запас снарядов, отдал приказ: «Стрелять нулями!» И вскоре мощным огневым налетом противник был отброшен, понеся большие потери. Так «нули» отразили атаку гитлеровцев, а в дивизии пошла поговорка:
«Артиллеристы и «нулями» умеют бить врага».
В 4 часа 16 ноября с левого берега Волги в район 13-й гвардейской дивизии Родимцева была доставлена баржа с боеприпасами и пополнением. Огромные льдины и шуга надолго затормозили продвижение катера с баржой на буксире. Артиллерия противника открыла ураганный огонь. Снаряды начали рваться рядом с баржой. Но тут появились наши ПО-2, срочно поднятые командующим авиацией фронта генералом Хрюкиным, и загнали гитлеровских артиллеристов в укрытия.
Обком партии распространил среди бойцов фронта новую листовку «Сталинград живет! Сталинград борется! Сталинград победит!»
Секретарь Кировского райкома партии С. Д. Бабкин сообщил, что во время сосредоточения у реки Червленой провалилось под лед несколько машин. Восемь такелажников Красноармейской судоверфи во главе с бригадиром-механиком т. Кулик пять ночей работали в ледяной воде, извлекли танки, привели в полный боевой порядок и отправили в часть.
Секретарь обкома комсомола В. Левкин доложил, что 2200 комсомольцев, отобранных в Камышине для защиты Сталинграда, приняли на митинге торжественную клятву:
«Драться за каждый вершок сталинградской земли, не щадя жизни и крови своей».
Допрошенные пленные немцы утверждают, что Гитлер пообещал «скоро закончить войну, но при этом надо захваченный бастион на Волге удерживать». Солдаты этому уже не верят и заявляют: «Мы сейчас далеки от победы, как никогда раньше».
А вот что сообщают наши разведчики. Установлены фашистские штабы по улицам Волховской, Двинской, Клинской. Наша авиация получила задание бомбить эти логова фашистских вояк.
...В направлении Россошки и Разгуляевки немцы строят блиндажи, землянки. В Сталинграде на улицах Донецкой и Волховской расклеено объявление: «Русским проход воспрещен. За нарушение — расстрел».
...В захваченной части города созданы городская и три участковые комендатуры. Появилась петлюровская полиция... В поселке тракторного установлена виселица, на которой повешены многие жители. В верхнем поселке завода «Красный Октябрь» расстреляно шесть советских граждан, якобы «за укрытие партизан».
На площади хутора Аверинского Калачевского района гитлеровцы расстреляли группу советских детей, среди которых Ваня Махин— одиннадцати лет, Вася Егоров — тринадцати лет, Вася Горин — тринадцати лет, Коля Егоров — двенадцати лет, Тимоша Тимонин — двенадцати лет, Аксен Тимонин — четырнадцати лет, Сеня Манжин — девяти лет, Никифор Назаркин — двенадцати лет, Костя Головалев — четырнадцати лет, Емельян Сафонов —четырнадцати лет.
Просто не постижима умом такая жестокость! Известно, что руководили расправой над детьми комендант обер-лейтенант Фридрих Гук и унтер-фицер Асмус.Нижне-Чирский партизанский отряд под командованием П. Т. Воскобойникова и А. М. Чистова стал жертвой предательства старосты хутора Зимовского Алимова и другого предателя Еремеева.
Покончив с чтением донесений, «свернул» свои дела на старом КП. Шофер Василий Григорьевич Сидоренко доложил, что все готово, и мы выехали в Райгород, в Военный совет фронта. Благополучно добрался до Ленинска. Там узнал неприятные новости. После некоторого затишья противник с 17 ноября предпринял решительное наступление на группу войск полковника С. Ф. Горохова. Противнику удалось вдоль Сухой Мечетки прорваться к Волге. Фашистские танки пытались пробиться и со стороны Латошинки, но были остановлены.
Идут жестокие бои в районе Металлогорода и Купоросного. Наши части отошли на южную окраину Купоросного.
Тут же в Ленинске прочел обращение юбилейной сессии Академии наук СССР к защитникам Сталинграда. Ученые пишут сталинградцам:
«Вы показали, дорогие товарищи, что есть сила, которую не сокрушить ни огнем, ни железом. Это сила духа, сила патриотизма советского воина. Вы показали, что и развалины домов, и тихие улицы заводских поселков могут быть превращены волей советских богатырей в грозные, неприступные крепости. В ваших подвигах с новой силой возродилась геройская слава защитников Царицына. Мы уверены в нашей победе. Будет и на нашей улице праздник!.. Пройдут года. Кости фашистских разбойников истлеют в сталинградских степях. На берегах Волги вырастет еще более прекрасный, еще более солнечный и богатый город. Но никогда народ не забудет тех, кто кровью своей отстоял наше будущее. Честь и слава вам, дорогие братья!»
Поздней ночью, переправившись через Волгу в пос. Грачи, мы приехали в Райгород. До утра оставалось несколько часов, и мы остановились временно у П. И. Доронина — в политуправлении фронта. Но до утра спать не пришлось. Павел Иванович вводил нас в курс событий, рассказывал о предстоящем решающем наступлении.
Созданы мощные группировки пехоты, танков и артиллерии. Одна на северном крыле, в районе к югу от Серафимовича, в составе трех танковых и двух кавалерийских корпусов, и другая на левом фланге в составе двух механизированных и одного кавалерийского корпусов. Обе группировки выходом в район Калач — Советский должны в течение трех дней замкнуть кольцо окружения, которое намечается уплотнять наступающими стрелковыми дивизиями и артиллерией. Операция планируется в сочетании с нанесением ряда ударов вспомогательного значения, в результате которых в оборону противника будет вбиваться несколько клиньев. Этими ударами намечено сковать маневр и раздробить весь оборонительный фронт немецко-фашистских войск.
Соотношение сил сторон к началу контрнаступления почти равное. Но при таких условиях много преимуществ на стороне наших войск. Есть старое военное правило:
«Чтобы победить, нужно быть не вообще сильнее своего противника, но сильнее его только в точке удара и в момент удара».
Вот вкратце план предстоящего контрнаступления.Войска Юго-Западного фронта прорывают оборону противника с плацдармов в районе Серафимович — Клетская и наступают в направлении Калач — Советский.Войска Донского фронта наносят два удара: один из Клетской на юго-восток, а другой из района Качалинской вдоль левого берега Дона на юг. Должен перейти в наступление и Сталинградский фронт, не дав возможность гитлеровцам оттянуть войска на другие участки.Координацию действий трех фронтов Ставка возложила на начальника генерального штаба и представителя Ставки генерала А. М. Василевского.
Остались считанные часы до начала нашего контрнаступления. Настроение в войсках фронта боевое, приподнятое. К разгрому противника готовы тысячи орудий, несколько сот танков, более тысячи самолетов.
Стратегическая оборона волго-донских рубежей потребовала от Ставки сосредоточить здесь более шестидесяти стрелковых и кавалерийских дивизий, девяти танковых и механизированных корпусов.
Но нам противостоят тоже грозные силы: части 8-й итальянской, 3-й румынской, 6-й полевой и 4-й танковой немецко-фашистских армий. Противник имеет в резерве более десяти дивизий, сосредоточенных на подступах к Юго-Западному, Донскому и Сталинградскому фронтам.
Таким образом, противник имеет свыше пятидесяти дивизий и отдельных соединений, в том числе четыре моторизованных и пять танковых дивизий. Войска противника поддерживаются 4-м воздушным флотом в составе трех авиакорпусов.
За период наступления немцы продвинулись на 180 километров между Доном и Волгой. Расстояние не маленькое. Но на московском направлении в 1941 году темпы наступления гитлеровцев были выше более чем в четыре раза. Это уже о многом говорит. Мы научились лучше воевать, крепче держать оборону. А теперь фашисты должны узнать всю силу нашего удара. По всем данным, они об этом и не подозревают. Однако с немецкой точностью методически ведут беспорядочную бомбардировку наших речных переправ и железнодорожных станций.
Наши исходные рубежи: Юго-Западный фронт — южнее хутора Верхний Мамон, станицы Вешенская; Донской фронт — южнее устья реки Хопра, населенных пунктов Распопинская, Клетская, Сиротинская, Ерзовка; Сталинградский фронт — южнее Ерзовки, городская линия фронта с севера на юг и от озер Цаца и Барманцак до Волги.
Трудно в ночь перед наступлением уснуть. Да мы с Дорониным и не спим. Как бы мы ни были уверены в успехе, война имеет свои неумолимые законы.
Мысли у обоих об одном: о завтрашнем дне, о предстоящем наступлении... Принесет ли оно то, чего с таким нетерпением ожидает весь наш народ: полный разгром гитлеровских войск под Сталинградом..."
В Телеграм-канале музея в рубрике #ДеньЗаДнем можно прочитать всю книгу Алексея Чуянова.