Найти в Дзене
SKILLARY

Здоровая эмоциональная среда, или Право на эмоции

Оглавление

Большинство из нас, современных родителей, воспитывались в среде, подразделявшей эмоции на хорошие и плохие. Нас учили, что радость – это хорошая эмоция, а гнев – плохая. Испытывать благодарность хорошо, а обижаться – плохо. Мы часто слышали, что "на обиженных воду возят", что "на маму нельзя злиться" и что "так себя не ведут".

Но "плохие" эмоции всё равно периодически возникают как ответ на разные ситуации. И получается, что они есть, но испытывать мы их не должны, потому что это плохо. И приходится их стыдиться и прятать. Непрожитые эмоции копятся, пока однажды не происходит взрыв.

Благо, в наше время родители более подкованы в области психологии, и понимают, чем чреват такой подход. Они стараются не повторять старых ошибок своих родителей и слышали про контейнирование детских эмоций. Но есть проблема: часто они сами не умеют правильно переживать собственные эмоции, поэтому не могут быть контейнером для эмоций своих детей. А научить ребёнка тому, что не умеешь сам – дело непростое.

Как освоить искусство проживания своих эмоций, чтобы сформировать тот самый контейнер, который поможет экологично справиться с ними и вам, и вашему ребёнку?

- Признать и принять. Да, вы можете злиться. И это нормально.

- Дать себе (или ребёнку) выговориться. Не спросить совета, не получить ответы на вопросы. Просто высказать то, что на душе.

- Прокричать. Крик отлично очищает эмоциональный фон и избавляет от напряжения.

- Заняться спортом, физической активностью. Многие ходят на тренировки из-за ощущения лёгкости и спокойствия после них.

Для проработки тяжёлых, неприятных эмоций можно использовать массаж и дыхательные практики. Они помогут снять напряжение, расслабиться, нормализовать фон. Но лучше делать это с хорошим специалистом.

Ваша задача как родителя – сформировать мягкую, доброжелательную эмоциональную среду в семье и помочь ребёнку с проживанием его эмоций.

6 – 8 лет

-2

Знакомясь с собственными эмоциями, ребёнок учится лучше понимать не только себя, но и окружающих. Он легче налаживает контакт со сверстниками и находит друзей. В начальной школе это очень важный навык.

Как помочь ему научиться распознавать чувства и эмоции?

- Забываем о "хороших" и "плохих" эмоциях.

- Не уберегаем ребёнка от условно "плохих" эмоций, даём ему их пережить. Например, если не купили игрушку, которую он просил, не нужно успокаивать и переключать внимание. Это нормальная ситуация. Ребёнок раздосадован, разочарован, обижен. Возможно, он злится. Он имеет право на эти чувства. Лучше побыть рядом, выслушать и посочувствовать.

- Беседуем, анализируя эмоции самого ребенка и окружающих в разных ситуациях. Например, почему плачет мальчик, которого уводят с прогулки домой? Что он чувствует?

- Читаем книги и рассматриваем иллюстрации, вместе распознаём эмоции персонажей.

- Играем в ролевые игры, выделяя эмоции.

Важно не стыдить ребёнка за "неудобные" эмоции и не наказывать. Это не капризы и не недостаток воспитания. Это то, что он чувствует, хоть и не всегда может выразить. И пока не умеет с этим справляться. Всё, что ему в такой ситуации нужно, это ваша безусловная любовь и поддержка.

В этом возрасте ребёнок не способен с первого раза всё усваивать и приобретать навык. Поэтому набираемся терпения – и повторяем, повторяем и повторяем.

9 – 11 лет

-3

В этом возрасте дети эмоциональны и живут активной социальной жизнью. Поэтому они часто ссорятся с друзьями и всячески самоутверждаются среди сверстников. Они активно выражают свой заметно обогатившийся спектр эмоций. Но больше сосредоточены на себе, и не всегда беспокоятся о чувствах окружающих.

Для родителей в этот период важно не терять контакт с ребёнком, обсуждать взаимоотношения с друзьями, уделять внимание ссорам. Не с точки зрения осуждения и вынесения вердикта, кто прав, а кто нет, а с точки зрения эмоций, чтобы помочь разобраться. Например, спросить, что он чувствует из-за этой ситуации? А что заставило другого человека так себя повести, что чувствовал он? В зависимости от этого можно решить, как поступать дальше.

Важно в этом возрасте развивать у ребёнка эмпатию. Помогут трогательные фильмы и книги и тёплая, понимающая и принимающая атмосфера внутри семьи.

В 9 – 11 лет особое значение принимают социальные эмоции: самолюбие, чувство ответственности, стыд. К последнему стоит относиться с осторожностью, потому что частое переживание его вредно. Оно разрушает самооценку и мешает развитию личности.

Полезно предусмотреть в распорядке дня ребёнка активный отдых и занятия спортом. Это не только полезно растущему организму, но и благотворно влияет на эмоциональный фон.

Роль родителя в эмоциональном воспитании ребёнка до 12 лет – объяснять, обсуждать, любить, сочувствовать, когда у него случаются бурные переживания. И быть своеобразным контейнером для его эмоций. Потому что самостоятельно справляться с ними он пока не может.

12-14 лет

-4

Тот период, который потребует от родителей максимум терпения, дипломатичности и самоконтроля. Потому что стремительно взрослеющие дети переживают гормональный взрыв, который в первую очередь отражается на их эмоциях и поведении.

Подростки бывают вспыльчивы, раздражительны, плаксивы. Они очень чувствительны к критике, уязвимы с социальной стороны и часто чувствуют себя непонятыми и одинокими.

Это время, когда дети переоценивают всё, что было для них важно прежде. Отношение к себе, к родителям и к окружающим. Они стараются обособиться и трепетно оберегают свои границы от посягательств. Поэтому взаимодействовать с ними нужно осторожно.

Как создать благоприятную эмоциональную среду для подростка?

- Не критикуем, не стыдим, не сравниваем с другими.

- Поддерживаем эмоциональную связь, разговариваем. Даём понять, что нам знакомы эти чувства и переживания. Можно рассказать похожую историю из своей юности.

- Обучаем инструментам саморегуляции (телесные практики, спорт).

- Показываем пример, проявляя эмпатию, уважение и сочувствие к ребёнку и окружающим.

- Поддерживаем его интересы и увлечения.

- Радуемся взрослению и самостоятельности ребёнка – так мы даём понять, что на его свободу не покушаемся, что мы на его стороне и нам можно доверять.

15 – 18 лет

-5

Это тот возраст, когда ребёнок учится быть взрослым. Он более сознателен. Он задумывается о будущем, чувствует свою ответственность, и может испытывать по этому поводу тревогу.

Подростки 15 – 18 лет часто очень самокритичны. Они сравнивают себя со сверстниками и болезненно переживают несоответствие реальным или воображаемым идеалам. Мнение социума о них самих сейчас крайне важно.

Также большое значение имеет признание их со стороны взрослых – их мнения, их компетенций и т.д. На этой почве возможны конфликты и разногласия с учителями, родителями, старшими членами семьи.

В этом возрасте доступный эмоциональный спектр становится ещё шире. Подросток чутко улавливает малейшие эмоциональные оттенки в речи, во взгляде окружающих. Он больше склонен к сопереживанию, сочувствию.

Задачи родителей в этот период:

- поддерживать эмоциональный контакт;

- больше доверять, в каких-то вопросах советоваться, интересоваться мнением;

- уважительно относиться к мнению, отличному от собственного, постараться понять, почему ваш ребёнок думает иначе, чем вы;

- донести мысль, что мы все разные, и это нормально, а все идеалы условны и постоянно меняются (можно показать фотографии кумиров времен вашей юности и обсудить их с точки зрения современных стандартов красоты);

- при необходимости помочь справиться с излишней тревогой с помощью известных техник саморегуляции.

Заключение

Ребёнок знакомится с миром эмоций постепенно. В раннем возрасте он ещё не способен объяснить, что именно чувствует и почему ведёт себя так или иначе. Поэтому ему необходима помощь взрослого – чтобы объяснил и помог пережить эмоции.

Если подавлять детские эмоции, не давать их выражать, они будут копиться и переходить в страхи и бессилие. Такие дети часто вырастают в излишне эмоциональных взрослых с багажом проблем. У них бывают сложности в отношениях с коллегами, с противоположным полом. Потому что они так и не научились принимать себя, слышать и признавать свои эмоции и чувства.

-6

Что мы можем предпринять, чтобы помочь ребёнку справляться с эмоциями?

- Знакомить его с ними, стать его проводником.

- Не делить эмоции на хорошие и плохие. Не стыдить за неудобные эмоции и поведение, спровоцированное ими.

- Предлагать варианты, как он может справиться с той или иной эмоцией. Не делать выбор за него, не навязывать модель поведения.

- Проявлять чуткость и эмпатию.

- Принимать и любить в любом настроении, в любой ситуации.

Тогда со временем ребёнок сам научится идентифицировать то, что он чувствует, и при необходимости контейнировать. Он вырастет эмоционально устойчивым и сможет создавать комфортную эмоциональную среду для себя и своих детей.

Автор статьи: SKILLARY - интерактивный сервис с квестами для детей 6 - 12 лет. Помогает сделать телефон полезным инструментом и направить энергию ребенка в саморазвитие и полезные привычки.