Первые две статьи просто рассказывали некому не интересную информацию, о которой знают многие. Теперь же мы затронем более интересную и сложную тему, а именно подключение нескольких АКБ, для питания наших DIY изделий.
В связи с простотой, доступностью и ценой, я обычно использую классические АКБ 18650 Li-ion. Для них покупаю на Али платы контроля и готовые боксы (боксы печатал на 3д принтере, но посчитал этот не выгодно, т.к печать занимает долго времени, а в Китае можно заказать за копейки, тем более, что остальные части так же приходится ждать. ( да вообще ждать приходится по долгу и часто.))
Один АКБ такого типа выдаёт напряжение 3.6 В(до 4.2 В при полном заряде и 3 В при разряде), в среднем такие АКБ выдают от 1 Ампера. А ёмкости от 1 до 3.2 А/ч.
И так мы имеем сейчас 1акб, но его напряжения не достаточно для питания 5вольтовых ардуино, тем более, что при заряде около 20-30% напряжение будет стремительно падать. (когда напряжение АКБ падает до 3В, необходимо прекратить использования, глубокий разряд таких аккумуляторов вызывает необратимую деградацию емкости.)
Для повышения напряжения и емкости, используем соединение банок комбинированно (последовательно и параллельно). Тем самым мы можем повысить вольтаж и ёмкость батарейного блока.
Однако, нужно не забывать особенности при такого рода подключениях.
1. При параллельном подключении, мы повышаем емкость блока АКБ, который будет равен сумме емкостей каждого элемента, а так же максимальный ток, который так же складывается от каждого элемента. При этом напряжение в таком подключении будет равно напряжению на любом из аккумуляторов. Желательно что бы элементы питания были одного производителя, одной емкости и даже партии. При наличии в сборке разряженного, либо же не качественного элемента, остальные аккумуляторы начнут заряжать менее заряженный АКБ (происходит до уравнивания напряжений).
2. При последовательном же подключении, мы получаем сумму выходных напряжений, а ток будет равным максимальному тока одного элемента. Емкость такого подключения будет равна емкости самого малоемкого АКБ.
Если емкости аккумуляторов не равны, то элемент с низкой емкостью, исчерпав свой заряд снизит напряжение и исходящий ток до минимума(уходя при этом в пере-разряд), остальным аккумуляторам придется работать больше, отдавая больший ток. При зарядке же будет происходить обратное и аккумулятор с низкой емкостью будет получать пере-заряд.
Условно покупая три одинаковых АКБ, у нас две могут быть близки по значению ёмкости к заявленной, а одна быть с посаженной ёмкостью. Для проверки нужен специальный тестер, либо з/у с индикацией ёмкости. Так при наличии трёх аккумуляторов с указанной заводской ёмкостью в 2а/ч, мы можем получить два АКБ с 1.7а/ч, а одна оказаться 1.2,либо даже меньше. Такие нынче производители попадаются. При таком условии, плата управления будет видеть просадку при исчерпании заряда в АКБ меньшей ёмкости и выключать полностью весь блок.
Вот пример платы управления, которую можно использовать для работы. Которая частично будет подавлять недостатки аппаратным путем. (существует множество вариаций таких плат, под любые цели и нужды)
Модуль BMS 3S обеспечивает защиту аккумуляторов от перезарядки, от короткого замыкания, от разряда большими токами более 25 А, от разряда любого аккумулятора в батарее ниже 2.6 .. 2,8 В. А также плата BMS 3S обеспечивает балансировку напряжения на элементах всей батареи при зарядке, это предотвращает перекосы в цепи и обеспечивает максимальный заряд всей батареи аккумуляторов. Даже если батарея собрана из разных по емкости аккумуляторов, то балансировка поможет зарядить каждый аккумулятор до полной емкости.
На этом подошла к концу серия статей про Аккумуляторы. Постарался максимально сжато изложить информацию. Спасибо всем за внимания. До новых встреч. Если было полезно или интересно, ставьте лайки, подписывайтесь.