Найти тему
SKILLARY

Безопасная среда для развития ребёнка

Оглавление

Какими мы хотим видеть наших детей? Конечно же, счастливыми и успешными.

Но это же так абстрактно! – Совсем нет. Помните пирамиду Маслоу? Согласно подходу её создателя Абрахама Маслоу, счастье наступает, когда удовлетворяются потребности.

Применим ли он к детям? Конечно! У них те же базовые и высшие потребности. И пока не закрыты базовые, приниматься за высшие бессмысленно. И если с физиологическими всё ясно, то по потребностям в безопасности есть вопросы.

Что такое безопасная среда для развития ребёнка?

➡  Физическая безопасность.

➡  Понятные правила и границы, справедливость.

➡  Право на проявление эмоций.

➡  Право на ошибку.

➡  Здоровая эмоциональная среда дома.

-2

Одна из главных задач родителей – обеспечить ребёнку такую среду, в которой ему будет безопасно и комфортно. И на этом пути они сталкиваются с рядом сложностей.

6 – 8 лет. Время самостоятельности

Физическая безопасность – базовая потребность человека. Поэтому обеспечение безопасных условий жизни – одна из основных задач родителя.

-3

Что можно предпринять в этом направлении:

  • убедиться в безопасности розеток и исправности электроприборов;
  • убедиться, что дверные замки хорошо работают и научить ребёнка пользоваться ключами;
  • обеспечить доступ к продуктам, воде и всему необходимому.

Важно поддержать ребёнка в его стремлении к самостоятельности, помочь в овладении навыков самообслуживания.

Что может уметь ребёнок в 6 – 8 лет:

  • уметь налить себе воды и приготовить простую еду (гречку, макароны, яичницу);
  • иметь опыт быть дома одному несколько часов;
  • самостоятельно одеваться;
  • пользоваться ключами;
  • добраться из школы домой самостоятельно;
  • знать имя и фамилию родителей, адрес дома, номер телефона родителя;
  • знать, что делать, если потерялся в торговом центре или на улице (для закрепления хорошо реально проиграть возможные сценарии и порядок действий – например, такое задание: зайти в магазин, подойти к продавцу и попросить позвонить родителям, чтобы пришли и забрали);
  • уметь плавать.

9 – 11 лет

Ребёнок растёт и начинает самостоятельно перемещаться по городу? Самое время сосредоточить внимание на вопросах безопасности на улице и при взаимодействии с посторонними.

-4

Что может знать и уметь ребёнок в 9 – 11 лет:

  • уметь пользоваться бытовыми приборами;
  • уметь готовить по рецепту;
  • знать правила электро- и пожарной безопасности и алгоритм действий при пожаре;
  • знать номера экстренных служб;
  • ориентироваться в географии района, уметь пользоваться общественным транспортом;
  • знать правила поведения с беспризорными животными, особенно с агрессивными собаками;
  • знать правила поведения с чужими людьми;
  • знать правила безопасности в подъезде;
  • о любой непонятной ситуации сообщать родителям;
  • уметь кричать, когда страшно или в любой непонятной ситуации;
  • уметь просить помощь у взрослых.

Что можно предпринять для обеспечения безопасности:

  • объяснить, что безопасность важнее правил приличия;
  • дать возможность пробовать себя в различных спортивных секциях, чтобы развить уверенность и снять зажатость;
  • объяснить ребёнку, что никто не имеет права прикасаться к нему против его воли (трогать, а тем более бить) и что в этих случаях нужно кричать, звать на помощь и убегать;
  • быть в контакте, чтобы ребёнок не боялся довериться, что-то рассказать.

12-14 лет

Стремительный рост часто  сопровождается неприятными проявлениями. Например, головными и мышечными болями, неустойчивым эмоциональным состоянием. В то же время растёт значение автономии. Подросток отстаивает свою независимость и болезненно относится к нарушению личных границ.

Ему порой трудно принять своё новое тело. Задача родителей – помочь в этом, научить правильно за ним ухаживать. Для взрослеющего ребёнка очень важно, чтобы близкие принимали его внешний вид, стиль одежды, мнение. Сохраняйте контакт, дружите в соцсетях, поддерживайте и прислушивайтесь.

-5

Что может знать и уметь ребёнок в 12 – 14 лет:

  • уметь пользоваться бытовыми электроприборами;
  • знать алгоритм действий при пожаре;
  • знать номера экстренных служб;
  • ориентироваться в географии района, уметь пользоваться общественным транспортом;
  • знать правила безопасности с беспризорными животными, особенно с агрессивным собаками;
  • знать правила поведения с чужими людьми;
  • знать правила поведения в подъезде;
  • знать, какую информацию можно публиковать и пересылать через интернет, а какую нет (например, ФИО, адрес, паспортные данные, пароли, фотографии банковской карты, не отправлять личные фотографии незнакомым людям);
  • о любой непонятной ситуации сообщать родителям.

Время доверять

К 15 – 18 годам человек может самостоятельно решить все бытовые вопросы и не нуждается в контроле. Для него не составит труда приготовить еду, постирать одежду, выгулять и накормить собаку, добраться из точки А в точку Б.

То, в чём он нуждается на этом этапе – это ваше доверие. Он ищет способы проявить свою взрослость и самостоятельность.

В этом возрасте физическая безопасность отождествляется с безопасностью границ тела и безопасностью личных границ. Задача родителей: общаться на равных, уделять внимание сексуальной и интернет-безопасности. Можно предложить книги на эти темы, а потом обсудить. А можно просто беседовать в спокойной непринуждённой обстановке.

-6

Что необходимо знать и уметь в 15 – 18 лет:

  • знать алгоритм действий при пожаре;
  • знать номера экстренных служб;
  • ориентироваться в географии города, уметь пользоваться общественным транспортом;
  • знать правила интернет-безопасности;
  • знать, что репутация в интернете в этом возрасте уже может влиять на будущую жизнь;
  • знать принципы безопасности в сексуальных отношениях.

Заключение

Правила физической безопасности помогут ориентироваться в ситуации и действовать правильно.

Знание правил и умение их применять ребёнком – это ответственность родителя. Это всегда требует от взрослых определённых усилий и терпения, но даёт уверенность и уменьшает беспокойство.

Ребёнок становится более уверенным в себе, в своей безопасности, и это даёт ему опору для более динамичного и гармоничного развития.

-7

Как же внедрить правила безопасности?  Предлагаем взять на вооружение следующие принципы:

  • объяснения: беседуйте, читайте книги и смотрите мультфильмы на тему безопасности, обсуждайте на конкретных примерах;
  • игра: пусть ребёнок сам предложит варианты действий в той или иной ситуации, проигрывайте их с реальными людьми;
  • повторения: периодически возвращайтесь к уже освещённым ранее темам (например, спрашивая, помнит ли он ваш телефон) – это важно, ведь даже инструктажи по охране труда на рабочем месте повторяют с заданной периодичностью;
  • постепенность: внедрение новых полезных привычек требует времени;
  • систематичность: без системы, без регулярности это превратится в обычный информационный шум;
  • правила едины для всех: личный пример – по-прежнему самый действенный метод.

Как показывает практика, в семьях с тёплой атмосферой и доверительными отношениями принципы безопасности детей внедряются легче и работают эффективнее.

Автор статьи: SKILLARY - интерактивный сервис с квестами для детей 6 - 12 лет. Помогает сделать телефон полезным инструментом и направить энергию ребенка в саморазвитие и полезные привычки.