Найти тему
ИнвестократЪ

Самокаты Whoosh. Как устроен бизнес?

Сегодня поговорим о бизнесе компании Whoosh, данный бренд известен многим, кто пользуется "кикшерингом" (арендой самокатов).

📝 Недавно выдалась возможность пообщаться с сооснователем и СЕО Whoosh Дмитрием Чуйко. Был приятно удивлен открытости и общительности с частными инвесторами. Постараюсь тезисно пробежаться по основным темам, ответы напишу своими словами.

Расскажите о компании в нескольких цифрах и фактах?

✔️ Whoosh – это федеральный игрок лидер кикшеринга в России. Мы номер один по количеству зарегистрированных пользователей в России (отрыв от ближайшего конкурента почти в 2 раза) – их у нас более 11 млн. Whoosh присутствует в 40 локациях с уровнем доступности самокатов порядка 81%. Численность флота самокатов превышает 80 тыс. По показателю выручки мы также №1 в России - по итогам 2021 года она составила 4,1 млрд руб., причем за 1П22 мы уже заработали 3,2 млрд руб.

Вы используете собственную разработку самокатов или покупаете готовые?

✔️ Если говорить о самом устройстве, на данный момент самокаты приобретаются у нескольких крупных китайских фирм. В перспективе — разработка собственной модели самоката. При этом вся технологическая платформа – это полностью наши разработки и решения. В нашем бизнесе это ключевое.

В чем основное отличие от конкурентов?

✔️ Это наша собственная технологическая платформа, обеспечивающая эффективную операционную деятельность. Она включает аппаратное оснащение, мобильное приложение и конечно ПО – это система управления всем флотом Whoosh в режиме реального времени.

📱Пара слов о приложении. Поскольку это ключ к запуску самоката, для нас было важно, чтобы пользовательский опыт с самого начала был на высоком уровне. Оценки говорят за себя - 4,9 в App Store и 4,4 в Google Play.

✔️Однако даже этого может быть недостаточно, если вы не умеете грамотно обслуживать и управлять флотом самокатов. Ценность сервиса сильно упадет, если несколько раз вы окажетесь в ситуации, когда самоката не было рядом или он бы разряжен. И мы сделали фокус на этом - мы выстроили процессы благодаря аналитике и технологическим решениям максимально эффективно, чтобы самокат был именно там, где вы его ожидаете найти.

Что происходит с самокатами в зимнее время, где они хранятся или куда перенаправляются?

✔️ В России самокаты на каникулах с ноября по март — 4 месяца. Это время мы тратим на глубокое ТО парка, отчасти это поддерживает его срок службы. При этом в зимний период мы продолжаем работать в южных регионах, куда перемещается дополнительный флот.

Сколько стоит один самокат, какой у него срок окупаемости и сколько он обычно служит?

✔️ В среднем самокат обходится в 80 т.р., срок окупаемости составляет 1,6 лет. Срок службы составляет около 3 лет, но в ближайшие годы планируем довести его до 5 лет.

Как-то отличаются доходы от аренды на 1 самокат в крупных городах и регионах?

✔️ Как правило нет, где дешевле стоимость аренды (регионы), там дешевле и обслуживание и наоборот.

Планируете ли выходить на новые рынки и в другие страны?

✔️ В будущем сезоне мы планируем развивать присутствие Whoosh по нескольким направлениям: новые города и увеличение зоны покрытия в уже существующих локациях. Говоря о странах, помимо расширения в странах присутствия, мы изучаем возможности по выходу на новые рынки в СНГ.

Какая цель возможного IPO и когда оно планируется?

✔️IPO – это один из возможных вариантов финансирования, но далеко не единственный. Что касается сроков - все будет зависеть от ситуации, здесь срочности нет. Привлечение дополнительных средств рассматривается как для расширения флота, так и дальнейшей географической экспансии, но о каких-то конкретных планах говорить преждевременно.

📌 Думаю, что оставшиеся вопросы мы разберем вместе с финансовыми показателями, когда появится больше информации по планируемому IPO. Тем не менее, надеюсь, что небольшое представление о бизнесе у вас уже сложилось.

❤️ Друзья, напоминаю, мы работаем за лайки, если обзор оказался полезен - ставьте лайк, а мы уже начали готовить следующий разбор.

@investokrat