Найти тему

Галерея Петра Великого в Эрмитаже

Экспозицию залов, посвященных Петру I открывают портреты как самого Петра Великого, так и его супруги Екатерины Алексеевны.

-2

Портреты эти очень известные, очень важны для русского изобразительного искусства, хотя портрет Екатерины Алексеевны написан голландским художником Карелом де Моором в 1717 году в то время, когда Петр совершал поездку по Европейским странам, а Екатерина Алексеевна ожидала его в Гааге.

Там и был написан ее портрет.

Сам портрет очень необычен, если его сравнивать с другими изображениями Екатерины, то видим, что это совсем не парадный портрет.

При Петре в России только вводится европейская культура, до него в России не было в широком понятии или можно сказать не был широко распространен светский портрет.

Парсуны, которые встречаются в русском допетровском искусстве значительно отличались от портретов европейских художников.

Что касается иностранных художников, которые в царствование Петра приезжали в Россию, то для них было оговорено специальное условие.

Любой мастер, который приезжает в Россию помимо того, что должен выполнять широкий круг различных поручений, обязательно должен был брать себе в обучение русских учеников.

Но помимо того, что русские мастера учились европейской традиции в живописи и скульптуре в России, Петром направлялись талантливые юноши и на обучение в Европу.

И уже в Петровское время появляются русские живописцы, получившие образование в европейских странах.

И в экспозиции выставки мы видим картины двух самых известных русских мастеров петровского времени.

Портрет самого Петра, написанный Андреем Андреевичем Матвеевым, который обучался живописи в Голландии.

-3

-4

Что касается скульптурного портрета на выставке представлен уникальный портрет Петра Великого созданный Бартоломео Растрелли.

Восковой бюст, документально точно фиксирует облик Петра I.

Восковой бюст раскрашен, а портретного сходства удалось достичь благодаря тому, что в 1719 году Растрелли снимает с лица Петра гипсовый слепок, по этому слепку и был изготовлен восковой портрет императора.

Глаза выполнены на золотых пластинах и расписаны эмалью.

Что касается волос на скульптуре то это настоящие волосы Петра.

Далее в зале находятся портреты деятелей петровского времени и членов императорской семьи.

-5

Поскольку в петровское время не сложилась еще традиция подписывать свои полотна русскими художниками, портреты на выставке относятся к работам неизвестных художников, что не касается работ иностранных живописцев.

Здесь можно увидеть портрет царевича Алексея Петровича, выполненный неизвестным художником, на выставке в Эрмитаже он представлен впервые.

-6

Здесь же представлен портрет, на котором изображен Петр Андреевич Толстой, который в петровское время занимался дипломатической деятельностью, именно он уговорил Алексея Петровича вернуться в Россию.

-7
-8

Выше портрет дочери царевича Алексея – Наталии Алексеевны.

В следующих залах расположены предметы, сделанные самим Петром I, костюмы царя, трости, печать и другие личные вещи.

-9

-10

-11

Центральное место на выставке занимает уникальное паникадило, собственноручно вырезанное из слоновой кости Петром I при участии мастеров его токарни.

-12

-13

-14

-15

-16

-17

-18

-19

-20

-21

-22

-23

-24

-25

-26

-27

-28

-29

Некоторые предметы имеют особое значение для отечественной истории.