Экспозицию залов, посвященных Петру I открывают портреты как самого Петра Великого, так и его супруги Екатерины Алексеевны.
Портреты эти очень известные, очень важны для русского изобразительного искусства, хотя портрет Екатерины Алексеевны написан голландским художником Карелом де Моором в 1717 году в то время, когда Петр совершал поездку по Европейским странам, а Екатерина Алексеевна ожидала его в Гааге.
Там и был написан ее портрет.
Сам портрет очень необычен, если его сравнивать с другими изображениями Екатерины, то видим, что это совсем не парадный портрет.
При Петре в России только вводится европейская культура, до него в России не было в широком понятии или можно сказать не был широко распространен светский портрет.
Парсуны, которые встречаются в русском допетровском искусстве значительно отличались от портретов европейских художников.
Что касается иностранных художников, которые в царствование Петра приезжали в Россию, то для них было оговорено специальное условие.
Любой мастер, который приезжает в Россию помимо того, что должен выполнять широкий круг различных поручений, обязательно должен был брать себе в обучение русских учеников.
Но помимо того, что русские мастера учились европейской традиции в живописи и скульптуре в России, Петром направлялись талантливые юноши и на обучение в Европу.
И уже в Петровское время появляются русские живописцы, получившие образование в европейских странах.
И в экспозиции выставки мы видим картины двух самых известных русских мастеров петровского времени.
Портрет самого Петра, написанный Андреем Андреевичем Матвеевым, который обучался живописи в Голландии.
Что касается скульптурного портрета на выставке представлен уникальный портрет Петра Великого созданный Бартоломео Растрелли.
Восковой бюст, документально точно фиксирует облик Петра I.
Восковой бюст раскрашен, а портретного сходства удалось достичь благодаря тому, что в 1719 году Растрелли снимает с лица Петра гипсовый слепок, по этому слепку и был изготовлен восковой портрет императора.
Глаза выполнены на золотых пластинах и расписаны эмалью.
Что касается волос на скульптуре то это настоящие волосы Петра.
Далее в зале находятся портреты деятелей петровского времени и членов императорской семьи.
Поскольку в петровское время не сложилась еще традиция подписывать свои полотна русскими художниками, портреты на выставке относятся к работам неизвестных художников, что не касается работ иностранных живописцев.
Здесь можно увидеть портрет царевича Алексея Петровича, выполненный неизвестным художником, на выставке в Эрмитаже он представлен впервые.
Здесь же представлен портрет, на котором изображен Петр Андреевич Толстой, который в петровское время занимался дипломатической деятельностью, именно он уговорил Алексея Петровича вернуться в Россию.
Выше портрет дочери царевича Алексея – Наталии Алексеевны.
В следующих залах расположены предметы, сделанные самим Петром I, костюмы царя, трости, печать и другие личные вещи.
Центральное место на выставке занимает уникальное паникадило, собственноручно вырезанное из слоновой кости Петром I при участии мастеров его токарни.
Некоторые предметы имеют особое значение для отечественной истории.