Найти тему
Журнал Марины Тхор

Невидимая связь. Рассказ

Это длинный и достаточно тяжёлый рассказ на неоднозначную тему. Вошёл в лонг-лист одной литературной премии. Не лёгкое, не развлекательное чтение. Дорогой читатель, решай сам, сто́ит ли тебе его читать.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Паутина. Капли росы на ней. И паук. Он знает, как переплести сверкающие нити так, чтобы... Чтобы что? Чтобы убить? Чтобы жить? Чтобы творить? Как этот восьмиглазый монстр ответит вам именно? Начнет хохотать, лязгая жвалами, с каждым выдохом приближая их к вашему лицу и увеличиваясь в размерах? Простите, у меня случаются странные фантазии. 

Ага, вот паутина дрогнула. Кто-то попался. Бриллианты росы блеснули новыми гранями в солнечных квантах. Как отточено, как четко. Завораживающий конец. И солнце еще по-летнему теплое.

Утро в лесу. Точнее, должно быть, в перелеске. Но мои детские воспоминания упирают эти ели и сосны в стратосферу, и корни деревьев заставляют гигантскими песчаными червями уходить вглубь, проникая до раскаленного ядра, туда, где устроил свой ад бог, в которого я не верю. Да, я постоянно съезжаю с центральной магистрали своих мыслей вбок. Со мной трудно общаться. Вы должны сами помнить, о чем я хотел вам рассказать. Иначе мы поедем, мы помчимся в сторону крайнего севера.

Давайте, пока есть возможность — а она всё же есть — вернёмся в утренний лес.

 Вот там, справа — железная дорога, слева — шоссейка. Их слышно. Немного смешно называть это недоразумение лесом. Я понимаю прекрасно. Но у меня раздвоение. Вы поймите, это я пятилетний "лес" говорю. Убегаю от мамы в сторону, а там глубокие крутобокие овраги — уууу! Эхо гуляет. Это воет собака Баскервилей на болотах. И мы с мамой вдвоём долго-долго, целых двадцать минут, идём по лесу до дачи. С высоты нынешних метра девяносто это даже перелеском не назвать: нерасчищенный треугольный участок земли между ИЖС и садоводством. Ничего сверхъестественного: мусор, наклонившиеся деревья, местами бурелом. По центру — утоптанная дачниками дорожка. Малина ещё. Светятся на солнце салицилаты и сахара: ягода аспирина. Крахмала только для таблетки не хватает. Казалось бы, где малина, а где аптека... Но я с детства видел между всем кристально ясные связи. Заметную только в определенном свете паутину, прочно связывающую одно явление бытия с другим. Эти нити сияют и образуют стройные логичные структуры.  

 Вот и рабица забора нашего СНТ. В ней тоже связи. В детстве я рассматривал сетку забора часами. Или мне казалось, что часами. Бесконечной ириской тянущееся время, пока маменька разговаривала с тетей Саней. Или тетей Катей. Или тетей Какой-нибудь. Моё повествование постоянно раздваивается, заметили? Я-сейчас и я-тогда. Не вижу проблемы в этой двойственности. Нормально же, что у нас две руки, две ноги и даже два мозга. Или три? Полушарий точно два... У мозга я имею в виду. 

Так мы не дойдем до цели. Я постараюсь не отвлекаться. Мне так указывала маман, когда вела за руку по дорожке… Мол, не надо отвлекаться...И я тут же резво отбегал,чтобы любопытствовать. Но оперативно возвращался на мамкин зов. И в пять лет по дороге на дачу и вообще по жизни потом. Тот иерихонский глас указывал мне путь. Маман всегда знала, что и как делать. Я — не знал, но видел в ее указаниях кристально прочные связи, придающие форму слепленному в уродливый ком миру. Между словом и делом натягивались поблёскивающая тугая нить. Должно быть, капрон. Он же — между событиями. Между предметами и людьми. Много-много нитей, сплетающих кристаллическую решетку моей жизни. Решетку… Кто ж знал...

Хотя мамаша должна была подозревать, что всё может быть именно так. Помню, она весьма занервничала, когда я рассказал ей, что связи в нашем заборе разные. С разной ролью: одна преследует, другая убегает. Потом вечером они с бабушкой шептались на кухне, но я слышал, что речь идет об отце. Тон женских голосов точно выдавал, когда в доме говорили о нем. Его так и называли: "он". С особой интонацией, в которой было намешано много разного, но глазурью в этом торте была паника пополам с ужасом. Да, разговоры об отце всегда приносили в дом влажный холодочек. Я вслушивался, но плохо разбирал слова, только панический шепот мамы. "А что, если он тоже," — обрывала она в который раз фразу. Я соскальзывал в сон.

После моего рассказа о рабице, маманя уже никогда не беседовала с тётками часами. Здоровалась, дежурно интересовалась делами, и, как только видела, что мои пальцы скользят по ячейкам сетки, тянула меня к даче. Да, с того момента она бульдозером потащила меня вперед. В том, переносном, смысле. Мой рассказ буксует, кажется. Сейчас, сейчас... Я вроде еще помню, как это делается. 

Сначала завязка: "Знание — сила." Так написано на стене в моём первом классе. Сила мне нравилась. А знание — непонятно. Мне объяснили, что нити связей, которые я вижу — они и есть знание. В школе мне покажут те, которые я раньше не замечал. Мир станет доступен, строен и красив. Только научись учиться. Смешные слова: -чись, -ся….Я захотел кота, чтобы назвать его Учись Учиться. Почему от слов хочется гладить кошку, в школе не рассказывали. Там было скучно, но понятно. 

С годами все больше притягивала математика. В ней созревали гроздьями великолепные кристаллы связующих нитей, чем дальше — тем интересней по форме и количеству деталей. Это завораживало и интересовало больше, чем ключицы и коленки одноклассниц. Так я и сказал классухе. Она была опытным педагогом и знала, что делать: от таких сдвинутых, даже слегка, нужно избавляться. Мои слова передали маман. Заодно прозвучало "физико-математическая школа". Маменькино лицо сыграло триумф. Урезало марш. Парад-алле лучших скрываемых материнских чувств.

А я не хотел переводиться. "Подростковый возраст, переломить," — дала совет классная. И когда в последний день августа я отмывал зеленовато-коричневые руки от крымских и грецких орехов одновременно, мне сказали, что в новую школу я буду ездить на троллейбусе. У меня так и связались мои растопыренные коричневые ладони и холодные искры, летящие сверху...Из глаз?

Вот сейчас солнце прорывается через кроны фонтанчиками искр и я рефлекторно смотрю на свои ладони. Они чистые, ничем не замазаны. Снова мы не совпадаем: я-тогда и я-сейчас.

В новой школе мне не давалась роль мальчика из приличной семьи. Там были другие понятия о приличиях, где одинокая мать-инженер стояла на нижней ступени развития. Я со своим багажом знаний из "дворовой школы" стоял там же. Я-тогда стою, а я-сегодня уже прошел сквозь всё садовое товарищество, заметив дыры в сетке и заваленные секции. К нашему участку я специально не стал подходить... Это только запутает моё дело, а я хочу кристальной ясности. Вот, например, понять, зачем у меня в рюкзаке нож и веревка. Но не будем пока...

Школа. Там я тоже ходил. Просился выйти и, вместо туалета, шёл по тихим гулким коридорам сталинского здания. Эхо бывало двойным, и тройным, и ещё каким-то, и, наверное, я даже мог посчитать это эхо, потому что нам прекрасно объясняли физику звука. Но я представлял эхо мячиком в пинг-понге: запускал свои шаги в стены. Те, игнорируемые всеми, включались в игру. Партия разворачивалась в их пользу, и мне хотелось заткнуть уши от бесконечных повторов ровно в тот момент, когда звучал звонок. Сейчас мощная волна из класса смыла бы меня на лестницу. В старой школе. Но я здесь, в следующем перелеске за нашим СНТ, и мне уже за сорок.

 Интересно, отец так же бродил по лесополосам, влекомый неясными, подспудними желаниями? Смотрел на боровик, а видел подземные связи грибницы, ведущей свою скрытую от чужих глаз жизнь во влажном велюре мха...Таком изумрудно-зеленом, на котором удивительно нежно смотрелась бы ничком лежащая рыжекудрая девчушка с тонкой молочной кожей. Наверное, он тоже хотел повалиться в эту бархатную влагу и вдыхать раздутыми ноздрями упоительный аромат жизни. Ведь говорила же бабушка, что я - копия отца. 

Под конец бабушка говорила многое...Сейчас это уже не имеет смысла скрывать. А тогда в коридор элитной школы чинно выходили очкастые мальчики в галстуках и до лоска зализанные и упитанные девочки. Изо лба у них торчала ожесточенная физико-математическая мысль, выпихивая меня из коридора как несущественный не несущий элемент. Вроде минус на минус дает плюс, однако с "не" это как-то не так работает. Да, уже тогда я заметил, что многое не работает. Связи между мной и новой школой, между мной и углубленной математикой, между мной и учителями не возникло. Ни с чем не появилось связей, кроме стен. Но они просто хотели поглотить меня, навсегда присвоить себе звук моих шагов и шорох крыльев. Шучу. Я не ангел. Совсем. И вы тоже. Мое неприятное свойство — говорить неуместную правду. 

Кстати, что вы обо мне думаете? Что я странный? Лучше подумайте, что я иду на дачу. Это просто: человек, мужчина средних лет, одетый стандартно-немарко, идет со стороны станции в сторону дач. Вот тогда вы будете правы. Я сам с утра подумал, что пойду на дачу. Но потом паутина... Она задела что-то. Что-то, тщательно скрываемое даже от самого себя. То, что является моей сутью и сердцевиной. Я думал, что у меня этого уже нет, минуло, как болезнь роста. Хотя вру. Я не собирался на дачу. Содержимое рюкзака выдаёт меня с головой. Вру я так же часто, как говорю неуместную правду. 

Так чего ради я и завел этот рассказ, и завожу вас всё дальше вглубь леса? Да, кстати, это уже настоящий лес. Километра через два была раньше детская площадка. Там значился на картах какой-то поселок. Вокруг одни сосны. Темно и светло одновременно. И тихо. Под ногами хвоя. Если попробовать в нее зарыться, то, должно быть, получится. Такой слой вполне способен полностью укрыть тело.

Ах, да, мы бросили меня-того в школе, надо бы вернуться. Ведь я обещал вам раздвоенный, как жало змеи, рассказ. Там, в коридоре картонными и целлулоидными куклами стоят мои новые однокашники. Они смотрят своими бездонными глазами через меня. Это поддельные дети, совсем не живые. И стены, благодарные мне за игру с шагами, шепчут настойчиво: "Беги! Беги! Спасайся! Вокруг монстры!" В трещинах краски проступают искаженные ужасом губы. Да, конечно, у стен есть не только уши. Рты стен со всех сторон орут мне: "Уходи!!! Спасай себя!!!" И я кубарем скатываюсь по лестнице, оставив после себя только смачный удар в набат входной двери. 

Позади школы, пустырь с останками детской площадки. Обветренными костями торчат отогнутые куски арматуры, бывшие турники и лесенки. Я видел в окно класса, как иногда там бегает лохматая конопатая девочка. Живая. Настоящая. Наверное, ей нравятся заброшенные места. Как мне. Сейчас. Но для меня-того тяга к пустырю — новое ощущение. Острое и приятное. Здесь я в безопасности. Оглядываюсь.

И вижу ее. Меня как будто примагничивает. Бегом, бегом. Быстрее, выкинуть в сторону школьную сумку. Ухватиться руками, сделать рывок, и можно сбросить с себя весь ужас, морок физико-математического узилища. Вон там, в той стоящей с краю площадки ракете. Там что-то должно случиться. 

Но для этого мне нужно согреться. Забыть на мгновение физико-математические стены Немного тепла. Тепла и логики. Понятных, как в детстве, связей между сущностями этого мира. Как у этой почти всамделишной ракеты на детской площадке. Шесть длинных прутов-направляющих. Четыре гнутых полукругом поперек. И цельно-металлическое навершие. Я залез, я в ракете, я лечу! Мне сверху видно всё… куда делась девочка? Рыжая с веснушками? Мир вокруг клубится и вертится, распластываясь во все стороны стрекательными щупальцами. Они оплетают направляющие моей ракеты и пытаются схватить меня. Я отпихиваю их руками и ногами, бодаюсь, выгибаюсь. Я должен взлететь и не дам стащить меня на землю. Но их слишком много, они окружают, чавкая присосками по мне. Нож, мне бы сейчас нож, жаль, нет. Я отгрызаю тянущееся ко мне розово-сиреневую ложноножку, хочу заорать, но рот полон нитями сахарной стекловаты. Она забивает горло и проникает в мозг. Значит, смерть. Валдайским колокольчиком напоследок взрывается си-бемоль третьей октавы. Звук натянувшейся связующей нити. Надо рассмотреть на прощанье: связующая цепочка поблёскивает золотом на солнце. Взглядом я скольжу вдоль этой непрерывной эстафеты солнечных зайчиков… Они облепили и обожгли чудовище, щупальца опадают…Отчетливо вижу мать. Она повторяет, что всё хорошо. 

У меня-тогда всё хорошо. Я-сегодня пришел на площадку. Ту. Другую. Детскую из моего дошкольного детства. Маман сюда водила иногда, под настроение. Думал не найду, думал её уже нет, как той, за школой. А она уцелела. А значит, сегодня всё случится. Я восстановлю связь. Нужно только повторить всё точно, и я стану одним. Стану единым. Не зря же я так увлекал вас за собой, старательно заглядывая в глаза, чтобы вы не бросили меня посреди этого рассказа, от того, что вам скучно. А мне страшно…Очень… Мне надо это сделать, повторить надо точно.  Вокруг меня орущие рты: "Наследственность! Генетика! Что вы хотели! Вы зря скрывали! Монстры!" Отовсюду, отовсюду… 

На площадке никого нет. Никто не помешает. Никто не поможет... Но я помню, как все делать: сжать до хруста в суставах. Вцепиться. Вгрызаться зубами, рыча утробно. Выпуская ужас моих последних дней. Ну быстрей, быстрей. Чего тянуть: я хочу тепла. Я-сегодня. Я-тут. Поэтому увидев паутину, я прошел мимо нашей дачи, где через провал старческого рта печи струится потусторонний холод. Тот самый, который расстилался по полу, когда маман заводила речь о моём отце. О нехорошей наследственности…

Её предупреждали. Меня — нет. Я только мог видеть, как прочные, связующие мой мир связи, рвутся, истлевают на медленном огне, сплавляясь как пластмассовая игрушка в мерзотно воняющий кособокий ком. Как кристально-хрустальная ясность завешивается дымовухой, в которой невозможно дышать и надо бежать, бежать оттуда и искать. Искать ясности, понятности, тепла и света. Где они? Я уже в ракете, взлетел. Мне сверху видно всё… Жду... 

Вокруг растекаются сиреневые сумерки. Предметы отбрасывают замысловатые тени. Я спокоен, я терпелив. Сегодня всё случится. Я — монстр. Генетика. Чего вы ждали? Листья вокруг шепчут эти давно знакомые слова. Привычные, они совсем не сердят. И почти не смердят. Это правда, маман знала. А я понял все потом, бабушка рассказала. Она была хорошая, но злая, моя бабушка. Едко шипела, что я — псих, как папаша. Только его сдали в психушку, там он, слав те господи, и помер. "А тебя мать боиться сдавать," — кривели её губы. И у маман они изгибались точно так же, когда я передал бабкины слова ей. Что за манера коряжить рот? Не могу видеть, не буду, не буду смотреть. Уйду! Это всё губы, губы на стенах. И паутина. На стенах, на потолке, и здесь: между прутьями ракеты. Гигантская. Сеть паутины просто огромная. И в середине паук. Он всё ближе ко мне. Смотрит на меня россыпью глаз. Они изгибаются дугой блестящего слюной рта: я попался. Кристальные нити связей путаются, сплетаются, облепляя меня и лишая возможности двигаться. Пасть все ближе и ближе,и лязгают поржавевшими пассатижами жвалы, и кажется, часть моего лица уже там, но я был готов...Это не больно, совсем не больно, когда тебя поедает паук, но главное, чтобы мозг…Мозг чтобы остался твоим до конца, и надежда на бога, которого нет… Девочка! Девочка с конопушками, где ты? Просто отвлеки его немного, и я сам… я смогу… 

Я знаю, где у него сердце. У меня есть нож, должен быть, должен, должен, нет, нет, нет! Ходят жвалы, двоясь в глазах. Ну же! Когда? Колокольчик, си-бемоль третьей… Нет звука… Мать, я тебя не вижу! Я тут, в ракете, я жду тебя! Мама, быстрей! Мамочка, мама!!!

— Новая заявка. Мужчина, 41 год, рост метр девяносто, телосложение среднее, одет: джинсы, темно-серая ветровка. Нет дома со вчерашнего дня. Во сколько покинул квартиру — неизвестно. Имеет психиатрический диагноз. Мог направиться в сторону СНТ "Энергетик". Заявку оставила сестра. У них недавно умерла мать, поэтому возможно обострение.

Свет… Тепло… Я жив. Только не могу шевелиться. Вокруг кокон. Паук упаковал и оставил меня до лучших времен… Да ладно, хватит: я уже пришел в себя. Но всё помню: связи и раздвоенность, об этом у нас шла речь. Поэтому закончу свой рассказ логически: я связан из-за своей раздвоенности. Наверное, врачи хотят меня связать воедино. Но они не могут. Не могут как мама. Она скоро придет за мной, она обещала не оставлять меня здесь, за решеткой, в паутине больницы.