Найти тему
Ожившая история

Арарат: проклятие Ноева ковчега

Арарат – одна из самых известных гор в восточной части Турции, на границе с Арменией. Гора представляет собой потухший вулкан. А благодаря легенде о Ноевом ковчеге нашлось немало желающих забраться на вершину Арарата, как среди коренных жителей близлежащих земель, так и среди человечества всей планеты.

С самых давних времен люди стекались в Палестину чтобы пройтись там, где когда-то ходил сам Христос. Но гора Арарат не подпускала к себе никого – ни местных жителей, умеющих «обращаться с горами», ни странников.

Вокруг горы ходит множество слухов, повествующих об обломках корабля Ноя, когда-то давно располагавшихся на одном из горных спусков. Те же легенды говорят о том, что находились смельчаки, которые все же взбирались на вершину, но вскоре погибали при спуске, в результате тяжелых быстропротекающих болезней или несчастных случаев.

Так сложились три основных легенды. Одна говорит, что гора Арарат вообще не подпускает к себе людей. Другая повествует о том, что такой шанс есть лишь у праведников. Третья же утверждает, что увидевшие остатки ковчега или достигшие вершины, попадают под проклятие.

Есть история, по которой один из первых деятелей армянской церкви Акоп Мцбнеци несколько раз пытался подняться на гору, но каждый раз на определенном этапе его с невероятной силой клонило в сон. Говорят, богу так надоело упорство Акопа, что он послал ангела с сообщением о том, что Акопу стоит остановиться. Бог вознаградил Акопа обломком от ковчега, который до наших дней хранится в Эчмиадзинском соборе – главном храме Армении.

Интересный факт. Задолго до прихода христианства в Армению Арарат был особенным для жителей страны. Во времена язычества считалось, что в горе живут демоны и различная нечисть. А с наступлением христианства продолжали говорить о том, что на горе собираются или даже живут колдуны.

Можно было бы не верить во все эти легенды и поверья. Но с начала девятнадцатого века начались необычные совпадения.

Все началось с небольшой экспедиции из 6 человек: двух крестьян-армян, двух русских солдат, молодого писателя Хачатура Абовяна в возрасте 20 лет и ученого, руководившего экспедицией Ивана Паррота. Их путь увенчался успехом лишь с третьей попытки. После возвращения крестьяне говорили, что они только приблизились к вершине. Их дальнейшая судьба неизвестна, как и судьба русских солдат. А вот ученый умер спустя 12 лет после восхождения на гору, будучи в самом расцвете сил, в день годовщины экспедиции.

Что касается молодого писателя, он не обратил внимания на странно сложившиеся судьбы своих собратьев по экспедиции, и еще дважды поднимался на гору – в 1845 и 1846 году. Спустя два года он просто исчез. До сегодняшнего дня он считается без вести пропавшим. На момент его исчезновения ему было всего 38 лет.

Затем был случай с русским исследователем, трижды поднявшимся на гору в течение трех лет. Через три года после последнего похода он умер в возрасте 41 год.

Единственным паломником, выжившим после визита на Арарат, считается британский ученый Джеймс Брайс. Он самостоятельно поднялся на вершину в возрасте 38 лет, а затем прожил еще целых 45 лет. Вокруг его истории восхождения кружится множество теорий и домыслов. По его словам, он видел Ноев ковчег среди расщелин горы. Никто ранее и после него не делал подобных заявлений, и это стало основой для сомнений общества в правдивости слов Джеймса.

Тем не менее, Джеймс сделал очень многое для Армении и жителей страны. Некоторые предпочитают думать, что высшие силы помиловали смелого ученого за столь щедрые открытия, и вознаградили долголетием.

Сегодня Арарат стал более дружелюбным по отношению к альпинистам. Некоторые предания утверждают, что проклятие ослабевает с каждым разом, когда кто-то преодолевает его. А может быть, люди слишком поддавались приметам и мистическим историям, поэтому часто становились их жертвами.