Все мы стали людьми настолько, насколько научились любить и понимать других (Борис Пастернак).
Среда профессионалов не исключает взаимодействий по рабочим вопросам, сопровождаемых сильным эмоциональным фоном. Ситуация может возникать в силу неудовлетворенных потребностей собеседника (например, в самостоятельности, понимании, признании, коммуникации).
Разумная техника ответа может включать следующие шаги:
1. Определите боль собеседника.
2. Обозначьте этот факт и проявите понимание.
3. Дайте профессиональный совет.
Такой порядок действий позволит проникнуться доверием собеседника и создаст почву для более эффективной коммуникации. Например, к вам обращается младший коллега с жалобой на сложности с работой программного обеспечения. Вот вариант ответа: "Такое бывает... Когда какой-нибудь каприз программы отнимает слишком много времени, это неприятно. Давай разбираться, ты пробовал это сделать, а это? какая ошибка возникла?"
В примере важно, что коллега подбодрен вместо указания, что он не понимает чего-то элементарного (к сожалению, так отвечают многие). Можно не только указать на правильное решение, а привести конкретные причины, почему примененные шаги не привели к положительному результату. Также не помешало бы отметить, что дополнительно затраченное на изучение особенностей программного обеспечения время в перспективе окупится и приведет к экономии в будущем.
Также бывает, что ваше решение вызывает непонимание и эмоциональный ответ коллеги. Допустим, вам приводится противоречащий вашему взгляд на решение проблемы, в этом случае один из вариантов ответа мог выглядеть так:
"Хорошо, что интересуешься разными взглядами на решение проблемы, каждое мнение заслуживает рассмотрения. Цель моего поручения была - ... Это важно, так как в перспективе пригодится и тебе, так как будешь часто сталкиваться с ..."